Кафедра общего образования

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Текст. Образование. Коммуникация:
стратегии работы с текстом как основа формирования функциональной грамотности»

5 апреля 2022 года

Конференцию проводит ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования при поддержке Департамента образования Ярославской области.

Партнерами конференции являются: ФГОБУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве   Российской Федерации», управление культуры мэрии города Ярославля, управление образования администрации Угличского муниципального района Ярославской области.

Цель конференции: интеграция научных исследований в области изучения текста как культурного феномена и способа коммуникации; обобщение опыта практического использования этих исследований в образовательных организациях разного уровня; анализ форм и методов научно-профессионального сотрудничества учёных и практиков.

Приглашаем к участию в конференции педагогов, преподавателей вузов, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, специалистов в области культуры Форма участия в конференции дистанционная. Язык конференции: русский.

Приказ ГАУ ДПО ЯО ИРО от 29.03.2022 №01-03/58 О проведении Конференции

Информационное письмо

Шаблон презентации выступающего

Электронный сертификат участника конференции

Пост-релиз

Завершила свою работу Всероссийская научно-методическая конференция
с международным участием  «Текст. Образование. Коммуникация: стратегии работы с текстом как основа формирования функциональной грамотности»

Конференция проводилась при поддержке департамента образования в соответствии с планом мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 годы (утвержден 18.11.21 г.).

Конференция объединила руководителей организаций образования, вузовских ученых, преподавателей системы дополнительного образования, школьных учителей-предметников, педагогов, работающих в средних профессиональных учебных заведениях, чьи усилия направлены на решение проблем современной системы образования. Вопросы, связанные с новыми требованиями к содержанию и качеству подготовки обучающихся на всех уровнях образования, были в центре внимания участников конференции, чьи доклады заявлены как в программе пленарного заседания, так и в программе 5 секций, а также в материалах мастер-классов, представленных на интерактивных площадках. Отмечаем высокий научный и профессиональный статус спикеров - 6 докторов наук, 31 кандидат наук, 13 учителей-практиков, 2 педагога дополнительного образования.

Различные аспекты работы с текстом (учебным, художественным, научным), возможности формирования функциональной грамотности, развитие информационно-коммуникационной образовательной среды – эти и другие вопросы обсуждались участниками конференции со всей заинтересованной аудиторией. Участники пришли к выводу, что текст выступает основой межпредметной интеграции. Важным в деятельности педагога на всех уровнях обучения является владение различными методическими приемами работы, учет интересов обучающихся, их возрастных особенностей при подборе текстов, выборе литературных произведений. На секции «Текст как основа коммуникации при обучении русскому языку как иностранному» рассматривали возможности  использования современных учебно-методических комплексов, концепции «Друг» и русской живописи в русской языковой картине мира. В вопросах формирования  «финансовой грамотности»  населения важное значение сегодня имеет цифровая культура общества – «цифровой рубль», «система передачи межбанковских платежей», «электронные деньги» и др. понятия являются широко употребляемыми, но не всегда осмысленными.

О важности заявленных на конференции проблем свидетельствует широкий состав участников (более 600 человек): г. Ярославль и Ярославская область, республика Беларусь, Китайская Народная Республика, республика Узбекистан, Луганская Народная Республика, также коллеги из г.Москвы и разных регионов Российской Федерации (республика Дагестан, Кострома, Пенза, Старый Оскол, Краснодар, Воркута и др.).

Конференция явилась результатом сотрудничества ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал), ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Музея истории города Ярославля, средней школы № 5 им. 63-го Угличского пехотного полка. В проведении секций принимали участие преподаватели педагогического университета Юрьева Т.В., Букарева Н.Ю., преподаватель финансового университета Кириллова А.И., а также начальник отдела международных связей Правительства Ярославской области Лебедева М.Д.

В институте развития образования в подготовке и проведении конференции приняли участие проректор Корнев А.В., проректор Смирнова А.Н., сотрудники кафедры общего образования (зав. кафедрой Пополитова О.В., доценты Лукьянчикова Н.В., Страхова Н.В., Киселева Н.В., Мартынова Е.Н., Соловьев Я.С.).

Организаторы надеются, что конференция не только явилась площадкой обсуждения животрепещущих вопросов, связанных с образованием и подготовкой квалифицированных кадров, но и станет стимулом для дальнейших размышлений и практических поисков.

  

 

Программа Конференции

Полный текст программы

Пленарное заседание

Общая презентация

Руководитель – Пополитова Ольга Витальевна

  1. Приветственное слово заместителя директора Департамента образования Ярославской области Астафьевой Светланы Викторовны.
  2. Приветственное слово и.о. ректора ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» Корнева Алексея Владимировича.

Пленарные доклады

  1. Крикливец Елена Владимировна (Республика Беларусь, Витебский государственный университет им.П.М.Машерова, доктор филол. наук, доцент, заведующий  кафедрой литературы)
    презентация
    Повесть в интеграции модернизм – реализм в русской и белорусской прозе второй половины ХХ века.
  2. Горшкова Виктория Викторовна (заведующий отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, Заслуженный работник культуры РФ, канд. истор. наук)
    Икона как текст.
  3. Добротина Ирина Нургаиновна (Институт стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва), канд. пед. наук, заведующая центром филологического образования)
    Текст на предметах гуманитарного цикла: терра инкогнита или территория смыслов.
    презентация
  4. Муртузалиева Екатерина Абдулмеджидовна (Дагестанский государственный университет, канд. филол. наук, доцент)
    Д.С. Мережковский в критической прозе А.А. Блока.
  5. Юрьева Татьяна Владимировна (Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского, доктор культурологии, профессор)
    Текст как высказывание.
  6. Сироткин Сергей Александрович (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал), канд. экон. наук, доцент)
    Развитие финансовой грамотности у взрослого населения Ярославской области.
    презентация

Видеозапись 

часть 1 https://iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/IGV11I

часть 2 https://iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/qRgDgi

 

СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ

СЕКЦИЯ 1. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Видеозапись iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/OSuN2m

Руководители – Юрьева Татьяна Владимировна, Букарева Наталия Юрьевна.

  1. Пранцова Галина Васильевна (Пензенский государственный университет, канд. пед. наук, профессор)
    Тексты и задания к ним для формирования навыков функционального чтения.
  2. Перепелкина Лариса Петровна (Пензенский государственный университет, канд. пед. наук, доцент)
    Изучение фольклора с использованием межпредметных связей на уроках литературы в основной школе.
  3. Букарева Наталия Юрьевна (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, канд. филол. наук, доцент)
    Диалог на занятиях по интертекстуальному анализу лирического произведения в контексте системно-деятельностного подхода.
    презентация
  4. Каймакова Светлана Юрьевна (МОУ "Средняя школа  №3 имени Олега Васильевича Изотова" (г. Ярославль), учитель истории и обществознания, зам. директора по УВР)
    презентация
    Текст как средство развития личностного потенциала обучающихся.
  5. Косилова Наталия Александровна (Лицей № 2 (г. Рыбинск), учитель русского языка и литературы), Лапина Маргарита Олеговна (Лицей № 2 (г. Рыбинск), учитель русского языка и литературы)
    Приемы работы с текстом-инструкцией как способ формирования читательской грамотности.
    презентация
  6. Марчук Мария Ивановна (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, канд. культурологии, доцент)
    Проблема образования в художественных текстах: образ гувернантки в русской и английской литературах.
  7. Филонова Юлия Александровна (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, канд. пед. наук, доцент; МОУ Гимназия № 2 (г. Ярославль), учитель русского языка и литературы)
    Изучение речевых жанров на уроках литературы в 9 классе.
  8. Гусева Любовь Алексеевна (ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», канд. филол. наук, доцент, старший преподаватель ЦНППМ)
    Функциональные возможности художественного текста. Русский язык.
    презентация
  9. Баранова Мария Вячеславовна (ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». старший методист Центра информационных технологий, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла»)
    Текст – территория творчества (из опыта работы с текстом на уроках литературы в 5 классе) 
    презентация

СЕКЦИЯ 2. ТЕКСТ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Видеозапись https://iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/a8p17V

Руководители – Страхова Наталья Вячеславовна, Лукьянчикова Наталья Владимировна

  1. Урядова Анна Владимировна (Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, доктор истор. наук, профессор)
    Межпредметные связи на уроках истории и обществознания при работе с источниками.
    презентация
  2. Белякова Людмила Муртазовна (МОУ СШ № 1 (г. Рыбинск), канд. культурологии, учитель русского языка и литературы)
    Дисплей-текст как инструмент развития учебно-познавательных и информационных компетенций школьников.
    презентация
  3. Козлова Светлана Юрьевна (МУК «Музей истории города Ярославля», канд. истор. наук, ученый секретарь)
    Подготовка текстов каталогов краеведческих выставок для школьников: основные подходы.
    презентация
  4. Колышкина Татьяна Борисовна (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал), канд. филол. наук, доцент)
    Формирование ценностных ориентаций обучающихся средствами рекламного текста.
  5. Котова Ирина Евгеньевна (МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» (г. Старый Оскол), методист), Мироненко Ирина Викторовна (МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» (г. Старый Оскол), педагог-организатор)
    Буктрейлер – эффективное средство организации чтения.
  6. Пожидаева Марина Александровна (МОУ «Средняя школа № 39» (г. Ярославль), учитель истории и обществознания)
    Использование метода кейс-технологии при изучении финансовой грамотности в основной школе.
    презентация
  7. Романова Алена Николаевна (Костромской государственный университет, канд. филол. наук, доцент)
    «Содружество муз» как методический стержень УМК по родной русской литературе (авторы: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова, А.В. Фёдоров).
    презентация
  8. Страхова Наталья Вячеславовна (ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», канд. истор. наук, доцент КОО)
    Произведения Н.А. Некрасова как источник на уроках истории в школе.
    презентация
  9. Лукьянчикова Наталья Владимировна (ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»; Ярославский государственный педагогический университет  им. К.Д. Ушинского, канд. филол. наук, доцент)
    Формирование читательской компетенции в процессе работы над текстом поэмы А.А. Ахматовой "Реквием"
    презентация

СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ

  • Баранецкий Андрей Наумович (ГБОУ ПО «Институт развития образования»   (г. Севастополь), канд. филос. наук)
    Перспективы модернизации отечественного образования в контексте прогресса вербального интеллекта
    презентация
  • Пополитова Ольга Витальевна (ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», заведующий кафедрой общего образования, канд. пед. наук)
    Управленческие аспекты организации методического сопровождения деятельности   педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся.
    презентация

 

СЕКЦИЯ 3. ТЕКСТ КАК ОСНОВА КОММУНИКАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Видеозапись  https://iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/tUEXtG

Руководители – Лебедева Мария Дмитриевна, Киселева Наталья Витальевна

  1. Денисенко Елена Николаевна (Дипломатическая академия МИД России, канд. пед. наук, доцент; научный редактор издательства «Русский язык». Курсы)
    Современные пособия по русскому языку как иностранному по чтению и развитию речи.
  2. Родонова Светлана Юрьевна (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, канд. пед. наук, доцент)
    Работа с русскими пословицами и устойчивыми выражениями на занятиях по русскому языку как иностранному.
  3. Болдырева Елена Михайловна (Китайская Народная Республика, Институт иностранных языков Юго-Западного университета, доктор филол. наук, профессор)
    Юмор как интегральная основа процесса обучения китайских студентов устной речи.
  4. Казьмина Ольга Александровна (Китайская Народная Республика, Институт иностранных языков Юго-Западного университета, канд. филол. наук, доцент)
    Обучение студентов аналитико-синтетическим методам работы с научным текстом на занятиях русского языка как иностранного (на примере создания аннотации, реферата, рецензии).
    презентация
  5. Аджеминова Эльвина Рифатовна (Республика Узбекистан, Ферганский государственный университет, преподаватель кафедры русской филологии)
    Перевод и двуязычие.
  6. Шемякина Наталья Анатольевна (Международная школа русского языка и русской культуры «В.ДАЛЬ» (Москва), директор)
    Смысловые концепты в работе с текстом в образовательном пространстве Международной школы русского языка и русской культуры «В.ДАЛЬ»
    презентация
  7. Костина Ильина Владимировна (Красноткацкая СШ (Ярославский район), учитель русского языка и литературы директор)
    История формирования концепта «Друг» в русской языковой картине мира.
  8. Киселева Наталья Витальевна (ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования, канд. культурологии, доцент)
    Произведения русской живописи на занятиях русского языка как иностранного.
    презентация

СЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Руководитель – Кириллова Арина Игоревна

  1. Бараева Алина Александровна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал))
    Цифровая экосистема – путь к непрерывным инновациям.
  2. Кирик Анастасия Дмитриевна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал))
    Цифровой рубль – новая форма национальной валюты.
  3. Пухова Юлия Павловна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал)), Санеева Дарья Алексеевна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал))
    SWIFT как международная система передачи межбанковских платежей.
  4. Иванова Дарья Сергеевна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал)), Салтыкова Яна Александровна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал))
    Госуслуги как инструмент цифрового государственного управления.
  5. Леонтьева Алина Сергеевна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал)), Полозова Полина Сергеевна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал))
    Проблемы и перспективы использования электронных денег.
  6. Цыганкова Александра Алексеевна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал)), Сулковская Ирина Сергеевна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал))
    Меры поддержки бизнеса в условиях действующих ограничений.
  7. Дубленников Никита Олегович (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал)), Пухов Роман Павлович (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал))
    Цифровые технологии в экономике.
  8. Дмитриева Анастасия Олеговна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал)), Жукова Кристина Владимировна (Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации (Ярославский филиал))
    Шеринговая экономика как модель цифровой экономики.
  9. Плуженская Любовь Витальевна (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, канд. пед. наук, доцент)
    Актуализация проблемы медиаграмотности в условиях цифровизации.

СЕКЦИЯ 5. КАЧЕСТВО ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Видеозапись iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/83q9qs 

Руководители – Мартынова Елена Николаевна, Соловьев Яков Сергеевич

  1. Макеева Светлана Григорьевна (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин)
    Смысловое чтение на уроках русского языка.
  2. Никитченков Алексей Юрьевич (Институт детства (МПГУ), г. Москва, канд. пед. наук, доцент кафедры начального филологического образования им. М.Р. Львова; доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета (ПСТГУ)), Павленко Наталия Александровна (Москва, ГБОУ «Московская международная школа», учитель начальных классов)
    Приемы организации осмысленного чтения в начальной школе.
    презентация
  3. Никитченкова Анна Юрьевна (Институт детства (МПГУ), г. Москва, канд. пед. наук, доцент кафедры начального филологического образования им. М.Р. Львова; старший преподаватель кафедры педагогики историко-филологического факультета (ПСТГУ))
    Культурно-исторический аспект работы с художественным текстом в начальной школе.
  4. Буторина Ирина Александровна (Республика Беларусь, г. Минск, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры белорусского и русского языкознания, заместитель декана по воспитательной работе)
    Семиотико-герменевтические аспекты анализа текста как условие формирования информационной безопасности учащихся начальных классов.
  5. Иванов Николай Николаевич (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, доктор филол. наук, профессор кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин)          
    Интерпретация произведения литературы младшими школьниками.
  6. Жесткова Елена Александровна (Арзамасский филиал ННГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования, психолого-педагогический факультет, кафедра дошкольного и начального образования)
    Проект «С книгой по жизни» как средство развития читательской активности младших школьников.
  7. Майорова Елена Юрьевна (МОУ «Средняя школа № 18» (г. Ярославль), учитель начальных классов, заместитель директора по УВР)
    Формирование читательской грамотности в начальной школе в условиях перехода на обновленный ФГОС НОО.
    презентация
  8. Прошлякова Татьяна Николаевна (МОУ «Средняя школа № 18» (г. Ярославль), учитель начальных классов)
    Основные подходы к формированию читательской грамотности в современной начальной школе.
  9. Шуткина Ирина Владимировна (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин)
    Изучение грамматических явлений на материале художественного текста.
    презентация

СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ

  1. Василевская Елена Станиславовна (Республика Беларусь, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (г. Минск), канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой белорусского и русского языкознания)
    Изучение календарных песен на уроках белорусской и русской литературы в начальной школе.
  2. Медведева Дарья Сергеевна (Республика Беларусь, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (г. Минск), студентка бакалавриата)
    Формирование социально-личностной компетенции учащихся начальных классов в процессе работы с информацией разных жанров
  3. Сидорова Кристина Алексеевна (МОУ «Средняя школа № 80 с углубленным изучением английского языка» (г. Ярославль), учитель начальных классов; ассистент кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин ЯГПУ,)
    Окказиональные фразеологизмы как предмет наблюдений младших школьников в процессе чтения художественных произведений.
  4. Соловьев Яков Сергеевич (ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», канд. пед. наук, доцент кафедры общего образования)
    Результаты Национальных исследований качества образования в области формирования читательской грамотности в начальной школе.
    презентация
  5. Мартынова Елена Николаевна (ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», канд. пед. наук, доцент кафедры общего образования; доцент кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин ЯГПУ); Анненкова Анна Алексеевна (МОУ Григорьевская СШ ЯМР (Ярославская область), учитель начальных классов)
    Аудиочтение младших школьников: особенности, традиции и перспективы.

    презентация

Интерактивные площадки конференции (мастер-классы):

  1. МОУ СОШ № 5 им. 63-го Угличского пехотного полка (г. Углич):
    «Опыт создания школьного образовательного пространства; способы работы с текстом в процессе изучения школьных предметов»
    Ссылка на видеозапись: https://disk.yandex.ru/i/aZ9aYWlt5C-7kA

  2. МУК Музей истории города Ярославля:
    «Муниципальный музей – школа: создание единого образовательного пространства»
    Ссылка на видеозапись: https://yadi.sk/d/F5QMHrqWvTGusw

Итоговое заседание 

РуководительЛукьянчикова Наталья Владимировна

Видеозапись https://iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/DXRbLh