Региональный проект «Учёный – Учебник – Учитель – Ученик: апробация новых УМК по русскому языку и литературе»

Организационное, нормативное, научное, методическое сопровождение апробации учебников литературы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.

Организационное, нормативное, научное, методическое сопровождение апробации учебников русского языка Д.А. Шмелёва.

Участники проекта

  • Научная школа МГУ и МГПУ: авторы УМК Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина.
  • Научная школа МГУ: автор А.Д. Шмелёв.
  • ИЦ «Вентана-граф»: методист В.В. Вартанян.
  • ГОАУ ЯО «Институт развития образования» (при поддержке Департамента образования ЯО).
  • Образовательные учреждения Ярославской области: администраторы, учителя, обучающиеся и их родители.

Координатор проекта старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин М.А. Соловьёва

Цель проекта

  • Скорректировать методическую концепцию УМК Москвина Г.В. на основе результатов профессионального практического анализа, проведенного в процессе апробации учебников литературы.
  • Выполнить мониторинг результатов обученности по УМК Шмелёва Д.А. в процессе апробации учебников по русскому языку.

Задачи проекта

  • Подобрать учебные площадки с учетом имеющихся ресурсов образовательного пространства Ярославской области.
  • Провести экспертную оценку учебника УМК по литературе для определения возможности его использования в образовательных учреждениях, для этого провести лабораторный анализ содержания и методического аппарата УМК:

    • соответствия требованиям ГОС-2004 и ФГОС 2010, 2011;
    • возможности внедрения в практику работы учителя.

  • Организовать систематическое научное сопровождение, методическое сопровождение деятельности учителей-апробаторов.
  • Провести мониторинг усвоения обучающимися основного содержания учебного предмета.

На каждый год апробации задачи конкретизируются.

Сроки осуществления проекта

5 лет – основная школа (2008/2009 – 2012/2013)

2 года – старшая школа (2013/2014- 2014/2015)

Этапы проекта

  1. Побудительно-мотивационный (первый год; организационный).
  2. Планирование (первый год).
  3. Исполнительский этап (первый – пятый годы; шестой - седьмой).
  4. Этап контроля (самоконтроль в течение каждого года, промежуточный контроль (третий год), итоговый контроль (пятый год; седьмой год).

Результат проекта

  • Скорректированная методическая концепцию УМК на основе результатов профессионального практического анализа, проведенного в процессе апробации учебников литературы.
  • Самореализации учителя и повышение его профессионального уровня.

Финансовое обеспечение проекта

  • ИЦ «Вентана-граф» (бесплатные учебники, финансирование научного и методического сопровождения: семинары с участием авторов и методистов (командировочные расходы); методическая литература; публикации учителей-апробаторов; конференции).
  • ГОАУ ЯО ИРО (спецкурс для учителей-апробаторов по созданию сетевого сообщества (36 часов; в результате было создано сетевое сообщество учителей-апробаторов в Открытом классе «Москвин и Ярославская компания»); вариативные модули квалификационных программ (Новые УМК по литературе – 24 часа).

Организационное сопровождение апробации

Проект начал свою работу в рамках инновационной деятельности кафедры гуманитарных дисциплин института развития образования.

Организационное сопровождение включает в себя несколько шагов.

Шаг первый. Необходимо было достигнуть договоренности о проведении апробации с руководителем образования на муниципальном уровне, найти заинтересованного в этом процессе директора образовательного учреждения, подобрать учителей-энтузиастов (учителей-апробаторов). Такие договоренности были достигнуты.

Шаг второй. Определить, какие ресурсы понадобятся для осуществления апробации: территориальные, кадровые, организационно-педагогические (т.е. условия конкретного образовательного учреждения), контингента.

Шаг третий. Для участия в проекте подобраны 9 площадок – образовательных учреждений, в которых 5 классы начнут изучение литературы по новому УМК под редакцией Г.В. Москвина.

Три класса-площадки определились в большом городе, крупных школах, больших по наполняемости классах: Сош № 71 г. Ярославль, Сош № 76 г. Ярославль (областной центр), Сош № 26 г. Рыбинск (второй по величине город области). Три класса-площадки определились в небольших городах области, но самых крупных школах этих городов, где средняя наполняемость класса: гимн. № 1 г. Углич, Сош № 2 г. Углич, Сош № 3 г. Тутаев. Три класса-площадки определились в сельских школах: Каменниковская сош Рыбинский МР (крупная школа, наполняемость класса больше 15-17 учеников), Сретенская сош Рыбинский МР (небольшая школа, наполняемость класса очень маленькая), Белосельская сош Пошехонский МР (небольшая школа, средняя наполняемость класса). Удаленность сельских школ от районного и областного центра большая. Уровень подготовленности учащихся к основной школе разный, отличается и восприятие окружающего мира городских и сельских детей. Интересно было посмотреть, как дети, обучавшиеся в начальной школе по разным УМК, воспримут и справятся с одним и тем же УМК по литературе: влияет ли на них методическая концепция авторской программы по литературному чтению начальной школы (так ли важен вопрос преемственности между УМК начального и основного звена?); как «сработает» методическая идея авторской программы по литературе в 5 классе?

Шаг четвертый. Определить формат сопровождения апробации: научное, методическое, финансовое.

Шаг пятый. Пассивные или активные участники апробации: определить взаимоотношения:

  • с авторским коллективом;
  • с издательским центром «Вентана-Граф»;
  • с методическими службами муниципальных образований, где проводится апробация;
  • с учителями;
  • с обучающимися и их родителями.

Последующие организационные действия определяются в течение каждого года в соответствии с поставленными задачами.

Нормативное сопровождение апробации

Поскольку апробация проводится в рамках деятельности кафедры института, то первый документ, который определяет отношения между участниками проекта:

  • договор о взаимодействии ГОАУ ЯО и ИЦ «Вентана-Граф»;
  • письмо ИРО о проведении апробации в ОУ области (данное письмо отправлено во все ОУ и органы муниципального образования; оно является основанием для проведения инновационной, научно-методической работы ОУ).

Методическое сопровождение апробации

  • Обучение учителей-апробаторов: научно- и учебно-методические семинары, проводимые авторами УМК; информационно-методические семинары, проводимые методистом ИЦ «Вентана-Граф»; учебно-методические и информационно-методические семинары, проводимые старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО.
  • Создание сетевого сообщества «Москвин и Ярославская компания» в openclass.
  • Размещение информации о ходе апробации на сайте ГОАУ ЯО ИРО; на сайтах ОУ, где проводится апробация.
  • Обеспечение учителей-апробаторов методическим материалом.
  • Разработка методических материалов для апробации УМК: конспекты уроков; анкеты для обучающихся и их родителей; контрольно-измерительные материалы; тексты проверочных, тренировочных, контрольных работ; презентационный материал для урока и др.
  • Обучение учителей по программе вариативного модуля «Новые УМК по литературе:…».
  • Открытые уроки учителей-апробаторов с последующим анализом.
  • Мастер-классы, проводимые авторами УМК.
  • Публикации учителей-апробаторов по проблемам преподавания литературы по УМК Г.В. Москвина.
  • Организация и проведение конференций разного уровня: содержание и методика преподавания литературы по УМК Г.В. Москвина.
  • Оказание помощи учителю в организации самообразования и профессионального роста.
  • Консультирование учителей.

Содержание проекта

30 декабря 2008г.

ГОУ ЯО «Институт развития образования»: Встреча методиста ИЦ «Вентана-Граф» с учителями русского языка и литературы Ярославской области: презентация нового УМК по литературе авторов Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.

11 ноября 2009г.

Сош № 71 г. Ярослвль: интеллектуальная встреча обучающихся сош №71 и сош № 76 г. Ярославль «В гостях у сказки»; проводят учителя-апробаторы Чекаурова С.С. и Царёва Е.Н., методист ИРО Соловьёва М.А.; участвуют завучи, классные руководители, учителя литературы ОУ.

12 мая 2009г.

По итогам первого года апробации. Сош №71 г. Ярославль, сош №26 г. Рыбинск, Каменниковская сош Рыбинский МР, гимназия №1 г. Углич: Конференция «Новый УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной» (с участием авторов учебника, методиста ИЦ «Вентана-Граф», учащихся и их родителей, администрации ОУ, заинтересованных учителей, классных руководителей).

29 июня - 3 июля 2009г.

ИРО г. Ярославль: Модуль на 36 часов «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития». Информационно-методический продукт — сетевое сообщество «Москвин и Ярославская компания».

сентябрь 2009г.

ИРО г. Ярославль: Учебно-методический семинар: «Особенности авторской программы. Методический комментарий к произведениям УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л.Ерохиной».

сентябрь 2009г.

Сош №76 г. Ярославль: Учебно-методический семинар «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар». Открытый урок в 5 классе»; урок проводит учитель Е.Н. Царёва.

Приглашаем Вас на фольклорный праздник «Первая каша»

22 октября 2009 г.

Сош №3 г. Тутаев: фольклорный праздник «Где каша, там и наши»; проводят учитель сош№3 г. Тутаев Цыганова В.В., МОУ ДПО ИОЦ Тутаевского МР, методист ИРО Соловьёва М.А.; участвуют авторы УМК Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., школы Рыбинского района: МОУ Каменниковская СОШ, МОУ Ломовская СОШ, МОУ Сретенская СОШ.

9 декабря 2009г.

Сош №71 г. Ярославль: Мастер-класс «Анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»; проводят авторы учебника Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева.

10 декабря 2009г.

Сретенская сош Рыбинский МР: Мастер-класс «Анализ исторической легенды А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводят авторы учебника Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева.

1 марта 2010г.

Сош №71 г. Ярославль: информационно-методический семинар «Новый УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной» для учителей Гаврилов-Ямского МР; проводят методист ИРО Соловьёва М.А., учитель сош №71 г. Ярославль Чекаурова С.С., учитель Каменниковской сош Петрова Н.Н., учитель Сретенской сош Бородинова Л.М.; показан спектакль «Маленький принц» сош№26 (обучающиеся 6-х классов) г. Рыбинска учитель Королькова И.Г.

12 апреля 2010г.

Сош №26 г. Рыбинск: информационно-методический семинар «Новый УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной» для учителей Рыбинского МР; проводят методист ИРО Соловьёва М.А., учитель сош №26 г. Рыбинск Королькова И.Г., учитель Каменниковской сош Петрова Н.Н., учитель Сретенской сош Бородинова Л.М.

6 мая 2010г.

Благовещенская сош Большесельского МР: информационно-методический семинар «Новый УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной» для учителей Большесельского МР; проводят методист ИРО Соловьёва М.А., учитель Каменниковской сош Петрова Н.Н., учитель Сретенской сош Бородинова Л.М.

12 мая 2010г.

ИРО г. Ярославль: Видеоконференция: «Итоги апробации УМК Г.В. Москвина по литературе в 5-6 классах»; проводят методист ИРО Соловьёва М.А., заместитель директора сош №76 г. Ярославль Ольшанская М.А., учитель-апробатор сош №71 г. Ярославль Чекаурова С.С.; участники - муниципальные районы Ярославской области.

24 мая 2010г.

Белосельская сош Пошехонского МР: информационно-методический семинар «Новый УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной» для учителей Пошехонского МР; проводят авторы УМК Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., методист ИРО Соловьёва М.А., учитель Белосельской сош Галкина В.А.

23 октября 2010г.

Сош №76 г. Ярославль: Мастер-класс «Урок-обзор в 7 классе «Баллада»; проводят авторы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., методист ИРО Соловьёва М.А., учитель сош№71 г. Ярославль Чекаурова С.С.

24 октября 2010г.

Гимназия №1 г. Углич: Областной научно-методический семинар «Преподавание литературы в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»; Мастер-класс «Урок-обзор в 7 классе «Баллада» для учителей Рыбинского, Угличского МР; проводят авторы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., методист ИРО Соловьёва М.А., учитель гимназии №1 г. Углича Щегловская Т.Н., учитель Каменниковской сош Петрова Н.Н.

24 декабря 2010г.

Сош №76 г. Ярославль: Мастер-класс «Урок-обзор в 6 классе «Басня»; «Урок-обзор в 7 классе «Баллада»; проводят авторы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., методист ИРО Соловьёва М.А., учитель сош№76 г. Ярославль Царёва Е.Н.

14-18 марта 2011г.

Участие учителей-апробаторов в брифинг-консультации «Общественная государственная экспертиза учебников» «УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной».

30 апреля 2011г.

Сош №76 г. Ярославль: Мастер-класс «Урок-обзор в 7 классе «Героический эпос»; проводят авторы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования» Соловьёва М.А., учитель сош№76 г. Ярославль Царёва Е.Н.

5-8 июля 2011г.

Летняя школа для учителей: МГУ имени М.В. Ломоносова филологический факультет. Участвуют учителя-апробаторы.

29-31 августа 2011г.

ИРО г. Ярославль: Модуль на 18 часов: «Новое в преподавании литературы по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной»; проводит старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования».

24 октября 2011г.

ИРО г. Ярославль: КПК «Актуальные вопросы современного урока литературы в общеобразовательной школе»: модуль на 12 часов «Содержание УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной»; проводит автор Ерохина Е.Л., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования»  Соловьёва М.А.

24 октября 2011г.

Сош №71 г. Ярославль: Мастер-класс «Урок-обзор в 8 классе «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»; проводят авторы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования» Соловьёва М.А., учитель сош №71 Чекаурова С.С.

25 октября 2011г.

Ермаковская сош Пошехонского МР: Учебно-методический семинар «Анализ художественного произведения (на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский)»: открытый урок в 6 классе; проводит учитель Орлова О.В.;

Мастер-класс «Урок-обзор по теме «Басня» на базе; проводят авторы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н.; старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования».

7 ноября 2011 года

Литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» (Большой дом усадьбы): научно-методический семинар, посвященный 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Н.А. Некрасов в школе»/Современное осмысление литературного наследия поэта-классика: формы и методы преподавания»; участвуют с докладами авторы УМК Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования» Соловьёва М.А.

20, 27 февраля, 3 марта 2012г.

ИРО г. Ярославль: Модуль на 24 часа: «Новые УМК по литературе»: 6 часов по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной; проводит старший преподаватель ИРО Соловьёва М.А.

27 февраля 2012г.

Ермаковская сош Пошехонского МР: Региональный учебно-методический семинар «Анализ художественного произведения по УМК Г.В. Москвина на уроках литературы в основной школе»; 6 класс «Анализ рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»: нравственная проблематика»; 5 класс «Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева»; проводят учитель Орлова О.В., учитель Брусников Е.А., старший преподаватель ИРО Соловьёва М.А.

29-30 марта 2012г.

ГОАУ ЯО ИРО: межрегиональная конференция «Новые УМК по русскому языку и литературе в рамках введения ФГОС общего образования»; проводят авторский коллектив, ИЦ «Вентана-Граф», ИРО.

4-6 июля 2012г.

Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова: Всероссийский съезд учителей-словесников: выступления учителей-апробаторов ОУ ЯО, ст. пр. ИРО Соловьёвой М.А.

22 ноября 2012г.

Сош №3 г. Тутаев: в рамках инвариантного модуля «Содержание и методика преподавания литературы в соответствии с требованиями ФГОС» 6 часов семинар «Требования ФГОС основного общего образования и их реализация в преподавании курсов русского языка и литературы» (на примере УМК по литературе Г.В. Москвина); проводит автор УМК Ерохина Е.Л., старший преподаватель ИРО Соловьёва М.А.

8-9 ноября 2012г.

Москва, ООО Издательский центр «Вентана-Граф»: Всероссийская научно-практическая конференция «Федеральные государственные образовательные стандарты и научно-методические подходы в преподавании русского языка и литературы в современной школе»; выступление старшего преподавателя ИРО Соловьёвой М.А. о региональном проекте по апробации.

25-26 марта 2013г.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Новые УМК по русскому языку и литературе в рамках введения ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий»; проводят авторский коллектив, ИЦ «Вентана-Граф», ГОАУ ЯО ИРО.

Результат научно-методического сопровождения учителей-апробаторов

  1. Разработка и издание методических и практических пособий, публикации, например:

    • Рабочая программа по литературе для 5 класса (по УМК Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.). Ч 1.;
    • Рабочая программа по литературе для 6,7 классов (по УМК Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.). Ч 2.;
    • CD «Апробация предметной линии учебников литературы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной в образовательных учреждениях Ярославской области»;
    • Нравственный потенциал урока литературы;
    • Сборник материалов межрегиональной конференции «Новые УМК по русскому языку и литературе в рамках введения ФГОС общего образования».
    • Сборник материалов межрегиональной конференции «Новые УМК по русскому языку и литературе в рамках введения ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий».

  2. Включение учителя в процесс апробации способствовало самореализации и повышению профессионального роста учителя: защитили методические разработки на квалификационную категорию учитель Каменниковской сош Рыбинского МР Петрова Н.Н. разработала рабочую программу для 5-7 классов; учитель сош №71 г. Ярославля Чекаурова С.С. - систему уроков внеклассного чтения в 5 классе; учитель Сретенской сош Рыбинского МР Бородинова Л.М. - систему уроков развития речи в 5 классе; учитель сош№26 г. Рыбинска Королькова И.Г. – методическую тему «Проблема добра и зла в художественных произведениях программы по литературе 5-7 кл.»; учителя Ермаковской сош Пошехонского МР Орлова О.В. и Ломовской сош Рыбинского МР Рыбакова Е.В. – конспекты уроков по теме «Нравственный потенциал художественного произведения» на примере произведений для 5-6 классов и др.
  3. Выход на федеральный уровень системы образования: представление опыта работы по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной на Всероссийском съезде (г. Москва; 4-6 июля 2012г.) учителей-словесников.

Результат обученности

Учебные достижения при обучении по данному учебнику (УМК) в целом лучше обычно достигаемых результатов.

Основные отличия в результатах учебных достижений по сравнению с другими учебниками (УМК) состоят в следующем: 100% обученность, 80% качество обучения.

Результат организационно-педагогического и научно-методического сопровождения учителей-апробаторов

Присоединение ОУ ЯО к апробации: по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной занимаются 20 образовательных учреждений Ярославской области, 74 класса, 1306 обучающихся, 35 учителей.

Цель регионального проекта «Учёный – Учебник – Учитель – Ученик: апробация новых УМК по русскому языку и литературе» (5 лет – основная школа) - скорректировать методическую концепцию УМК на основе результатов профессионального практического анализа, проведенного в процессе апробации учебников литературы – достигнута. В ходе апробации на основе анализа, проводимого учителями-апробаторами под руководством старшего преподавателя ГОАУ ЯО ИРО, авторами внесены определенные коррективы в методическую концепцию предметной линии учебников. На 01.09.2012г. предметная линия учебников по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной прошла процедуру экспертизы на соответствие требованиям ФГОС, издан учебник для 5 класса в серии «Литературные традиции». Учебник современный, реализует компетентностный подход в обучении литературе, стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует расширению круга чтения, даёт возможность уровневой дифференциации, использования новых педтехнологий, реализует принцип соединения литературы с художественной культурой, готовит к ЕГЭ по предмету.

Проект продолжает работу: начата апробация учебников по русскому языку предметной линии Д.А. Шмелёва.

Участниками апробации являются:

  • сош № 79 г. Ярославль; 150051, Ярославль, Школьный проезд, 13 тел./факс 24-65-22 E-mail: yarsch079@yandex.ru
  • сош № 2 г. Пошехонье; 152 850, Ярославская область, Пошехонский район, г.Пошехонье, ул. Советская, д.4 8 (48546) 2-15-60 8 (48546) 2-32-76  sh2posh@rambler.ru
  • МОУ Красноткацкая СОШ Ярославский МР; 150522 Ярославский район, д. Ноготино, д.2б тел./факс 43-82-37 E-mail: tkachi-school@mail.ru
  • МОУ Болтинская СОШ Рыбинский МР; 152 978, Ярославская область, Рыбинский район, п. Судоверфь  8 (4855) 29-59-03 8 (4855) 29-59-13  dorogovavn@mail.ru http://www.76310s003.edusite.ru
  • МОУ Песоченская СОШ Рыбинский МР; 152 963, Ярославская область, Рыбинский район, п.Песочное, ул.Первомайская, д.16 8 (4855) 25-72-84 8 (4855) 25-72-43  peso05@yandex.ru  http://www.76310s011.edusite.ru

План работы по апробации разработан, создана рабочая группа учителей-апробаторов:

  • Замесова Т.Ю., сош № 79 г. Ярославль
  • Самойлова Г.В., Песоченская сош
  • Гагарина В.Г., Болтинская сош
  • Мартынова Л.Б., Красноткацкая сош