Взаимодействие педагогов в реализации основных и дополнительных образовательных программ в СПО
Дополнительное образование для старшеклассников и молодежи - особое направление. Молодые люди имеют разнообразные интересы: одновременно готовятся к выбору профессии и хотят общения со сверстниками, стремятся минимизировать дефициты школьного образования и быть на «волне» новых увлечений, технических трендов и коммуникаций.
Как удовлетворить их потребности и предоставить возможности для самореализации?
Большой потенциал имеет в реализации дополнительных общеразвивающих программ система профессионального образования. Об опыте многих поколений педагогов-энтузиастов и современных возможностях организаций СПО рассказывали преподаватели, руководители и организаторы внеучебной деятельности на региональном семинаре «Взаимодействие педагогов в реализации основных и дополнительных образовательных программ в СПО» 15 июня 2021 года в Ярославском градостроительном колледже. В семинаре выступили представители 5 профессиональных образовательных организаций. Участниками встречи стали специалисты муниципальных методических служб, государственных организаций дополнительного образования (всего более 40 человек).
В рамках базовой площадки Регионального модельного центра по теме «Распространение опыта по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ детей в разных формах (разноуровневой, модульной, сетевой, с применением дистанционных технологий, летнего отдыха и проведения заочных школ)» колледж наращивает количество программ для студентов и школьников в сетевой и дистанционной формах, в рамках профпроб и сезонных краткосрочных программ.
Эффективно работают преподаватели со студентами, проявляющими особые образовательные интересы в рамках обучения по основным ПОП. А.Л. Гудкова, Г.Л. Костина, А.В. Трубин реализуют целый ряд дополнительных общеразвивающих программ, которые позволяют студентам приобретать самые востребованные компетенции строительного дела, геодезии и 3D-моделирования, управления и обслуживания многоквартирными домами. Молодые люди разрабатывают проекты по всем требованиям работодателей и становятся победителями регионального и федерального чемпионата «Молодые профессионалы», олимпиад и других конкурсов.
ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания предлагает дополнительные программы школьникам по профориентации, в том числе в рамках проекта «Билет в будущее», в которых участвуют 15 педагогов колледжа.
Новая форма дополнительного образования в сфере цифровых компетенций «IT-куб» на базе Переславского колледжа имени А.Невского – это большой проект всего региона по формированию новой элиты специалистов для цифровой экономики. Большой спрос на дополнительные образовательные программы ощущают преподаватели колледжа в связи с появлением центра как среди студентов, так от школьников Переславля-Залесского.
В авангарде новых компетенций работает колледж имени Н.П. Пастухова (ЯПЭК), активно сотрудничая со школами в рамках естественнонаучной и технической направленности. Сетевая форма ДОП в рамках проектов «Фармацевтический класс», «ЯНОС-класс», «Билет в будущее» дает актуальные знания и готовит школьников к выбору профессии с перспективой трудоустройства на ведущие предприятия ярославского региона. Профессиональные пробы, практикумы, мастер-классы предлагаются колледжем и всем заинтересованным образовательным организациям.
Рыбинский промышленно-экономический колледж, сохраняя традиции внеучебной работы со студентами, предлагает интересные программы для их самореализации: «Вместе мы сила», «Юный спасатель», «Парикмахерское искусство», «Человек среди людей», «Дизайн стола», «Художественное слово», «Декоративно-прикладное творчество», «Волейбол», «Фитнес», «Основы видеомонтажа», «Юнармия», «Лидер 21 век».
Мнения участников семинара сошлись в том, что дополнительные общеобразовательные программы являются гибким, эффективным инструментом для работы над углублением профессиональных компетенций студентов, для профориентации на приоритетные направления подготовки среди подростков, а также для удовлетворения индивидуальных духовных потребностей детей.
Старший преподаватель РМЦ Н.А. Гусева напомнила о задачах, стоящих перед всем педагогическим сообществом по содействию самореализации обучающихся в региональной системе выявления, поддержки и развития талантов. Для этого созданы нормативные и организационные условия в системе дополнительного образования детей: работает региональный модельный центр и муниципальные опорные центры, проводится обучение педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы, работает портал-навигатор ПФДО, ведется персонифицированный учет по сертификатам на дополнительное образование.
Материалы выступающих https://drive.google.com/drive/folders/1EWDFjAF4R3akkZWKSsWd-rA0AqdV-wxF?usp=sharing