11 марта 2020 г. на базе ресурсного центра региональной сети ШИБЦ МОУ Лицей №86 г. Ярославля состоялся региональный практико-ориентированный семинар «Ресурсы ИБЦ как условие реализации ООП в части организации учебно-исследовательской и проектной деятельности».
В семинаре приняли участие представители 25 общеобразовательных организаций области: МОУ СШ №№3, 6 г. Гаврилов-Яма, МБОУ СШ №№1, 2 г. Данилова, МОУ Пречистенская СШ Первомайского МР, МОУ Школа имени Евгения Родионова, СШ №3 г. Ростовского МР, МОУ Октябрьская СШ Рыбинского МР, МОУ СШ №№3, 7 и МОУ лицей №1 Тутаевского МР, МОУ Дубковская СШ и СШ им. Ф.И. Толбухина Ярославского МР, МОУ СШ №№13, 16, 18, 23, 26, 48, 58, 60, 68, 76, 88, 89 г. Ярославля, а также представители РИБЦ (ГАУ ДПО ЯО ИРО).
Карпунина Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ лицей №86 г. Ярославля, поприветствовала участников семинара, рассказала о лицее и информационно-библиотечном центре (ИБЦ) лицея. Она рассказала о проектах, в которых участвует лицей, например, пилотный проект «Опорные школы под эгидой РАН», региональный губернаторский проект «Школа открытий.76», о конференциях лицейского и муниципального уровней, в которых участвуют лицеисты («Моё маленькое открытие», «Лабиринты науки», «Открытие»). Ольга Николаевна сделала акцент на том, что в проектной и учебно-исследовательской деятельности лицей работает с обучающимися по трём возрастным направлениям: 5-7 классы знакомятся с основами, в 8-9 классах усиливается практическая составляющая, а в 10-11 классах деятельность приобретает серьёзные исследовательские формы. При этом ресурсы ИБЦ лицея играют определяющую роль в учебно-методическом и информационном обеспечении реализации основной образовательной программы лицея.
С докладом «Старт в науку и ресурсы информационно-библиотечного центра (роль ИБЦ в реализации проекта «Базовая школа РАН»)» выступила заведующая ИБЦ Шитова Ольга Георгиевна. В своём выступлении она охарактеризовала направления деятельности ИБЦ по формированию информационной культуры лицеистов, начиная с обучения работе со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, до защиты проектов, рассказала о том, как организуется сопровождение проектов обучающихся 5-6 и 7-9 классов.
ИБЦ взаимодействует с администрацией, учителями-предметниками, классными руководителями, детьми и их родителями. Курс «Основы проектной деятельности» реализуется в 5 классе. Программа курса включает модули: «От проблемы к цели», «Как работать вместе», «Работа со справочной литературой» и «Работа с каталогами». Также Ольга Георгиевна представила возможности ИБЦ в преподавании двух других курсов – «Основы духовно-нравственной культуры» и «История науки». Школьники учатся искать информацию и представлять её в соответствии с задачами определённого проекта. В основной школе обучающиеся работают над проектами в группах, в старшей школе ведётся в основном уже индивидуальная проектно-исследовательская деятельность. Ольга Георгиевна обратила внимание на то, что вся база проектов лицея находится в свободном доступе и для обучающихся, и для учителей.
Ольга Георгиевна представила используемые в лицее методические материалы, серии книг издательств «Аванта» и «Просвещение», которые помогают учителю вместе с учениками решать задачи по формированию функциональной грамотности, библиографические списки по темам, памятки по проектной деятельности и рекомендательные аннотированные списки по новым предметам.
На практической части семинара в проектной лаборатории «Школа открытий.76» Петрова Екатерина Олеговна, учитель истории и обществознания, показала, как можно решать проектную задачу, формируя основы критического мышления. А затем обучающиеся 9-11 классов продемонстрировали свои проекты и результаты учебно-исследовательской деятельности. Представленные темы из разных отраслей имеют практическую направленность: «Особенности происхождения ойконимов – названий городов Ярославской, Ивановской и Костромской областей и их этнохоронимы», «Создание пилотного реактора для получения окисленных битумов», «Термобрашинг».
Участники семинара познакомились с инфраструктурой ИБЦ, существующим зонированием: библиотекой с фондами, абонементом и читальным залом, презентационной зоной, интернет-кафе, радиорубкой, зонами общения и буккроссинга, стендами образовательно-просветительского и воспитательного характера, что наглядно продемонстрировало систему работы ОО в развитии ИБЦ.
В конце были подведены итоги семинара, участники высказали свои мнения, поделились впечатлениями, задали интересующие их вопросы.
РИБЦ благодарит педагогический коллектив МОУ Лицей №86 г. Ярославля за организацию и проведение семинара на высоком профессиональном уровне. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и желаем творческих успехов и новых побед!