Кафедра общего образования

Базовая площадка «Создание условий для достижения планируемых результатов при организации учебной деятельности обучающихся по немецкому языку как второму иностранному»

Программа деятельности базовой площадки 

МОУ «Средняя школа №55» г. Ярославль

Сайт

План работы на 2021 год

Отчет за 2020 год

Мероприятия

 

 

25 ноября 2021 года
В рамках онлайн-конференции «Реализация предметно-языкового интегрированного подхода (CLIL) в обучении немецкому языку», организованной Немецким культурным центром имени Гёте, Урывчикова Наталья Владимировна провела мастер-класс «Эксперименты на уроке немецкого языка». Учителя смогли принять участие в роли учеников в онлайн-занятии из курса внеурочной деятельности «Немецкий для юных исследователей», речь на котором шла о том, как наш мозг и наши глаза обманывают нас. Участники мастер-класса убедились, что арсенал существующих цифровых инструментов, позволяет проводить интерактивные и деятельностные занятия, в том числе, и онлайн и даже экспериментировать на них.
Презентация: Workshop_presentation.pdf

* * *

19 ноября 2021 года
При поддержке Немецкого культурного центра имени Гёте в ИРО состоялся семинар для учителей немецкого языка «Планирование деятельностного и интерактивного урока немецкого языка с помощью комплекта карточек Methodenbox». В семинаре приняли участие 25 учителей немецкого языка из школ Ярославля, Гаврилов-Ямского, Борисоглебского, Тутаевского, Угличского, Некоузского, Ярославского муниципальных районов. Все участники семинара получили замечательный подарок от Гёте-Института – коробку с методическими карточками для планирования урока «Methodenbox».
Отзыв участницы семинара: https://vk.com/feed?list=group-193891219&section=notifications&w=wall5853375_6789

* * *

С сентября по декабрь 2021 года
В группе Учителей Иностранного Языка Ярославской Области в ВКонтакте (https://vk.com/foreignlanguageteachersyar) продолжилась публикация апробированных идей для успешного урока иностранного языка.
Ссылки на коллекцию заданий:
Живопись на уроках:  https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_860
«Как я провёл это лето?» - рассказ в эмодзи: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_884
Тренируем числительные с помощью генератора лотерейных номеров: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_897
Начало урока с любопытного факта: самый дорогой сыр в мире: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_907
«Рефлексия с водой»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_916
Викторина к Европейскому дню языков: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_928
Начало урока с любопытного факта: телефонный номер за 400.000 евро: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_936
«Большая игра» к Всемирному дню животных: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_953
Инструмент «Расставить слова по алфавиту», а затем восстановить текст: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_955
Игра на повторение лексики «Горячий стул»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_980
Игра на повторение лексики и грамматических конструкций «Пицца»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_989
Игра на повторение лексики «Художники»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_1003
Задание на концентрацию внимания «Сумасшедшие хлопки»:
https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_1005
https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_1014

Введение в тему урока – «Загадочный музыкант»: Игра на повторение лексики «Передай хлопок по кругу»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_1038
Игра на повторение лексики «Сколько слов в минуту?»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_1049
Начало урока «Сколько длится самое долгое музыкальное произведение в мире?»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_1061
Игра на развитие умений чтения и аудирования «Самый зоркий, самый быстрый»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_1070
Игра на тренировку употребления сравнительной степени прилагательных «Макаронный бой»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_1076
Лексическая игра «Доска из слов»: https://vk.com/foreignlanguageteachersyar?w=wall-193891219_1079

* * *

Октябрь 2021 года

Видео-записи уроков немецкого как второго иностранного языка, созданные учителями базовой площадки, были использованы при разработке онлайн-курса «Немецкий как второй иностранный: методика преподавания» (Немецкий культурный центр имени Гёте и Педсоюз) https://педсоюз.рф/немецкий-как-второй-иностранный

* * *

14 октября 2021 года

Состоялся вебинар «Технология постановки учебной цели в процессе планирования урока иностранного языка». В вебинаре приняли участие 88 педагогов. На основе анализа видеофрагментов уроков и соответствующих им целей участники вебинара установили прямую зависимость между качеством учебной цели, которую формулирует для себя учитель, готовясь к уроку, и результатом урока.
На вебинаре педагоги учились формулировать операционализируемую учебную цель, состоящую из трёх компонентов (по Роберту Магеру) и соответствующую критериям эффективности SMART. А в конце проверили себя, ответив на вопросы викторины https://learningapps.org/view19316105.
«Очень продуктивный и полезный вебинар. Отлично подготовлен как содержательно, так и технически. Спасибо большое!» — отметила в комментариях в чате Людмила Сергеевна Колобова, учитель немецкого языка МОУ «Ананьинская основная школа» Ярославского муниципального района.

* * *

11 октября 2021 года
В Ярославской области при поддержке Немецкого культурного центра имени Гёте состоялась Олимпиада по немецкому языку как второму иностранному (второй год обучения). В Олимпиаде приняли участие 212 учащихся и 23 учителя немецкого языка из 19 образовательных организаций. Победители и их учителя из регионов приглашены в Гёте-Институт в Москву на церемонию награждения, которая состоится в январе 2022 года. Ярославскую область будут представлять Ольга Байтенова, ученица лицея №2 города Рыбинска, и её учитель немецкого языка Ирина Юрьевна Бондарь.

* * *

07 октября 2021 года
Наталья Владимировна Урывчикова выступила на ММСО-2021 с докладом на тему «Изучение иностранного языка: как увлечь младших школьников?». В выступлении использовался опыт базовой площадки в мотивировании учащихся к изучению немецкого языка как второго иностранного через внеурочную деятельность.
Презентация: ММСО-2021_Урывчикова.pdf

* * *

18 июля 2021 года
В рамках «Летней школы» для молодых учителей немецкого языка, организованной Немецким культурным центром имени Гёте в Нижнем Новгороде (https://mininuniver.ru/about/news/letnyaya-akademiya-nemetskogo-yazyka-startovala-v-mininskom-universitete), Наталья Владимировна Урывчикова провела семинар «Особенности обучения немецкому языку как второму иностранному». В Летней школе участвовали и три молодых педагога из Ярославской области. Для подготовки и проведения семинара использовались сценарии уроков немецкого языка, разработанные и апробированные в рамках деятельности базовой площадки.
Сценарий урока: Horizonte5_1Kennenlernen_Stunde1_Sommerschule.pdf
Презентация к уроку: Horizonte5_Stunde1_Präsentation_Sommerschule.pptx

21 мая 2021 года

В сотрудничестве с Немецким культурным центром имени Гёте Урывчикова Наталья Владимировна провела онлайн-семинар «Немецкий для юных исследователей», на котором рассказала о роли внеурочной деятельности в достижении планируемых результатов при обучении немецкому языку как второму иностранному.

Ссылка на анонс семинара: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/sta/now/ver.cfm?fuseaction=events.detail&event_id=22197335

* * *

 

С декабря 2020 по май 2021 года

В группе Учителей Иностранного Языка Ярославской Области в ВКонтакте (https://vk.com/foreignlanguageteachersyar) продолжилась публикация апробированных идей для успешного урока иностранного языка.

Ссылки на коллекцию заданий:

 * * *

18 февраля 2021 года

На Московском педагогическом форуме Наталья Владимировна Урывчикова провела в дистанционном режиме мастер-класс на тему «На уроке иностранного языка должны закипать мозги», на котором был представлен опыт формирования метапредметных и личностных результатов в процессе изучения немецкого языка как второго иностранного.

Ссылка на запись выступления: https://www.youtube.com/watch?v=7ayDL5LVM5E&t=2s

* * *

9 декабря 2020 года

В дистанционном режиме прошёл круглый стол на тему «Необходимые условия для достижения планируемых результатов в обучении немецкому языку как второму иностранному».
Учителя и преподаватели немецкого языка рассказали о своём опыте организации учебной деятельности по немецкому языку как второму иностранному, в том числе и в дистанционном режиме, мотивационной работы с учащимися и их родителями, организации внеурочной деятельности на немецком языке.

  1. «Результаты изучения второго иностранного языка в образовательной организации»,
    Боронова Анна Валерьевна, учитель немецкого языка МОУ «Средняя школа № 55» г. Ярославля
  2. «Использование Google-форм для организации дистанционного обучения учащихся немецкому как второму иностранному языку» (презентация),
    Запруднова Ирина Николаевна, учитель немецкого языка МОУ СОШ № 4 г. Ростова, Мироненко Татьяна Викторовна, учитель немецкого языка МОУ Хмельниковская СОШ
  3. «Опыт организации дистанционного обучения немецкому языку» (презентация),
    Третьякова Елена Михайловна
    , учитель немецкого языка МОУ «Средняя школа № 76» г. Ярославля
  4. «Организация внеурочной деятельности на примере курса "Лаборатория талантов"», Б
    оронова Анна Валерьевна
    , учитель немецкого языка МОУ «Средняя школа № 55» г. Ярославля
  5. «Применение знаний английского языка и опыта его изучения при обучении немецкому языку как второму иностранному на примере урока с использованием элементов предметно-языкового интегрированного обучения» (презентация),
    Якимова Елена Александровна
    , учитель немецкого языка, Барышникова Екатерина Юрьевна, учитель английского языка, Галкина Наталья Николаевна, учитель технологии МОУ «Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка» г. Ярославля
  6. «Опыт участия в профессиональных конкурсах» (презентация),
    Ильина Ирина Петровна
    , учитель немецкого языка МОУ СОШ № 5 г. Рыбинска

* * *

29 октября 2020 года

На международной дистанционной научно-практической конференции «Родной язык и глобальные компетенции», организованной Хакасским ИРОиПК, Наталья Владимировна Урывчикова выступила с докладом «Организация самостоятельной работы обучающихся с помощью Google Classroom», в котором представила опыт организации обучения немецкому языку как второму иностранному с использованием дистанционных технологий в период карантина.
Ссылка на запись выступления: https://drive.google.com/file/d/1ip3d8BETqfK8nx632P4hp1Nejjwhbjio/view

* * *

17 октября 2020 года

На международной онлайн-конференции «Учим немецкому – открываем мир», организованной Немецким культурным центром имени Гёте, Наталья Владимировна Урывчикова выступила с докладом «Многоязычие / Почему немецкий?», где представила опыт создания мотивации школьников и их родителей к изучению немецкого языка.
Ссылка на запись выступления: https://www.youtube.com/watch?v=Bc-0R-7GtVo&feature=youtu.be

* * *

С сентября по ноябрь 2020 года.

В группе Учителей Иностранного Языка Ярославской Области в ВКонтакте (https://vk.com/foreignlanguageteachersyar) публиковались апробированные идеи для успешного урока иностранного языка.
Ссылки на коллекцию заданий:

* * *

Апрель 2020 года.

На канале Департамента образования Ярославской области размещён мастер-класс «Проведение дистанционных уроков иностранного языка в формате видеоконференции», включающий открытое занятие по немецкому языку в таком формате.

* * *

24 апреля 2020 года. При поддержке Немецкого культурного центра имени Гёте на платформе Zoom состоялся вебинар «Создание дистанционных курсов в Google Classroom». Вебинар провела Урывчикова Наталья Владимировна.

Инструкции для учителя по работе с Google Classroom:

* * *

Март 2020 года. На бесплатной интерактивной платформе Google Classroom разработан дистанционный курс по немецкому языку как второму иностранному для первого года обучения («Горизонты», 5 класс, тема «Tiere»). Автор курса – Урывчикова Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО.

Все заинтересованные учителя немецкого языка могут ознакомиться с заданиями курса и получить копию курса для апробации его со своими учащимися в период дистанционного обучения.

* * *

18 декабря 2019 года. В ИРО состоялся семинар «Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как способ создания положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка». Участники семинара рассмотрели факторы, негативно влияющие на мотивацию обучающихся, обсудили роль предметного содержания речи в обучении иностранному языку и узнали об особенностях предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL). Учителя погрузились в роль учеников и испытали на себе пример урока немецкого языка как второго иностранного, построенного на принципах предметно-языкового интегрированного обучения.

* * *

29 октября 2019 года. Заключён трёхсторонний договор о сотрудничестве в рамках деятельности базовой площадки между ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», МОУ «Средняя школа №55» города Ярославля и Немецким культурным центром имени Гёте при Германском посольстве в Москве.

Договор

* * *

16 октября 2019 года в МОУ «Средняя школа №55» города Ярославля прошёл семинар для учителей иностранного языка «Создание коммуникативных заданий, ориентированных на успех обучающихся при изучении иностранного языка».

Участники семинара посетили открытые уроки немецкого языка как второго иностранного в 5 классе (первый год обучения) и в 8 классе (четвёртый год обучения). Уроки провели директор МОУ «Средняя школа №55» Анна Валерьевна Боронова и учитель немецкого языка Марцианна Петшак.

В процессе анализа открытых уроков участники семинара сформулировали и обсудили основные принципы создания заданий, ориентированных на успех обучающихся при изучении иностранного языка.

Материалы семинара:

 * * *

Начало учебного года. Проведено анкетирование учащихся МОУ «Средняя школа №55» города Ярославля, начинающих изучать немецкий язык как второй иностранный. Целью анкетирования являлось изучение мотивации к изучению второго иностранного языка.

Анкета

* * *

Сентябрь 2019 года

На базе МОУ «Средняя школа №55» города Ярославля началась разработка и апробация поурочных планов по немецкому языку как второму иностранному по учебнику «Горизонты » для 5 класса (первый год обучения). Познакомиться со сценариями уроков можно на платформе moodle ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» на странице «Немецкий – первый второй иностранный» http://moodle.iro.yar.ru/course/view.php?id=44.

Для получения доступа к сценариям можно обратиться по электронному адресу inyaz.iro@gmail.com к Урывчиковой Наталье Владимировне.