«Координация деятельности ММС»

 

Школа методиста

«Национальный проект «Образование». Обсуждаем. Проектируем. Действуем»

Семинар для специалистов, курирующих вопросы методической деятельности в муниципальной системе образования

17 – 19 сентября 2019 г. состоялся выездной семинар для специалистов, курирующих вопросы методической деятельности в муниципальной системе образования «Школа методиста».

В работе Школы методиста приняли участие более 60 специалистов, курирующих вопросы методической деятельности в муниципальных системах образования, - представители органов управления образованием, руководители и специалисты муниципальных методических служб, руководители районных (городских) методических объединений, координаторы и члены муниципальных тьюторских команд, педагогические лидеры.

Модераторами и ведущими Школы выступили Полищук С.М., руководитель ЦРИИ ИРО, и Тихомирова О.В., заведующий КНО ИРО.

Школу методиста открыли ректор ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» Золотарева А.В. и руководитель ГКУ ЯО «Агентство по обеспечению функционирования системы образования Ярославской области» Лежникова И.В.

Для участников семинара была организована диалоговая площадка «Учитель будущего: анализ, диагноз, прогноз», в рамках которой спикерами выступили представители не только образования, но и бизнеса. В рамках площадки были представлены разные взгляды на современные требования к результатам образования, профессионализму и личности учителя, характеристикам образовательной среды. Вместе с ребенком должен меняться и учитель, вместе с учителем – методист.

Школа была посвящена обсуждению вопросов, связанных с реализацией региональных проектов «Учитель будущего», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Региональные проекты представили: Уланова Г.А., проректор ИРО, Смирнова А.Н., проректор ИРО, Шляхтина Н.В., руководитель центра образовательного менеджмента ИРО, Горюшина Е.А., руководитель РМЦ ДОД Ярославской области.

Особое место уделено региональному проекту «Учитель будущего», который является ключевым для методической службы региона, так как связан с развитием кадрового потенциала системы образования. По реализации этого проекта директором департамента образования Ярославской области определены следующие задачи:

  • создание условий для актуализации знаний и компетенций в области применения передовых образовательных технологий,
  • восполнения профессиональных дефицитов и «точек роста» педагогов,
  • создание системы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов и др.

Решение поставленных задач требует усиления ресурсов методических служб. Такими ресурсами становятся методические объединения учителей, муниципальные тьюторские команды, муниципальные команды педагогических лидеров. Общей задачей Школы стала разработка таких моделей, механизмов, алгоритмов деятельности, которые бы позволили использовать в методической работе на уровне муниципалитетов и региона все доступные ресурсы.

Участникам семинара к разработке было предложено семь кейсов:

  • Кейс «Тьютор+». Создание многоуровневой (регион-муниципалитет-школа) модели тьюторского сопровождения профессионального развития педагога в сфере дополнительного профессионального образования - формального (повышение квалификации), неформального (семинары, воркшопы, тренинги, мастер-классы и т.п.) и информального (участие в конкурсах, грантах, конференциях, публикациях и т.п.) В модель должен быть заложен учет индивидуальных профессиональных потребностей каждого учителя в условиях меняющихся требований к общему образованию.
  • Кейс «Муниципальный тьютор: дойти до каждого педагога». Создание муниципальной модели тьюторского сопровождения профессионального развития педагога. Деятельность муниципальных тьюторских команд должна органично вписываться в работу муниципальных методических служб, служить связующим звеном между региональным и школьным уровнем тьюторского сопровождения, обеспечивать преемственность содержания и форм ДПО.
  • Кейс «Точка невозврата». Создание модели методической работы школы на основе тьюторского сопровождения профессиональных обучающихся сообществ учителей. Методическая работа в школе, включая внутрифирменное обучение, работу школьных методических объединений, должна основываться на индивидуальных планах профессионального развития педагогов. Основной формой работы с педагогами становится сопровождение профессиональных обучающихся сообществ учителей, организуемых учителями и для учителей. Это принципиально новая форма профессионального взаимодействия по обмену опытом, практикой и знаниями.
  • Кейс «Образовательный лидер+». Разработка муниципальной (региональной) системы выявления и поощрения к действию педагогических лидеров новой формации. Это создание и внедрение современных форматов развития лидерских компетенций в системе образования: акселераторов, лабов, симуляторов и т.д.  Новые практики лидерства должны содержать компоненты для личностного развития, общественного признания, экспертной деятельности и социальной активности молодых кадров.
  • Кейс «Точки кипения». Создание на муниципальном (региональном) уровне программ, направленных на закрепление в профессии и личностное развитие молодых педагогов. Это модель адаптации и сопровождения молодых педагогов Ярославской области, выстроенная с учетом социально-экономического контекста и профессиональных ценностей нового поколения учителей. Формы и техники организации работы с начинающими специалистами должны носить надпредметный характер, дополнять (или замещать при отсутствии) внутришкольные мероприятия поддержки молодых кадров.
  • Кейс «ММС. Новая волна». Разработка модели муниципальной методической службы для учителя будущего. Это новая модель методической службы и новая роль методиста.  Методист новой волны - это технолог образования, который умеет находить, выбирать, комбинировать и адаптировать проблемы, вызовы и задачи по актуальным вопросам образовательной политики. Кейс направлен на поиск путей модернизации муниципальной методической службы.
  • Кейс ММС «Девятый вал». Разработка механизмов (модели) взаимодействия муниципальных методических служб с центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР). Кейс направлен на поиск путей развития муниципальной методической службы в новых условиях.

Решениями кейсов стали разработанные структурно-функциональные модели, алгоритмы деятельности и дорожные карты по первым шагам реализации предложенных решений. Участники семинара отмечают высокую практическую значимость работы, материалы, наработанные в ходе семинара, будут служить основой для реальных шагов в целях реализации национального проекта «Образование».