27-29 мая 2019 года заведующая кафедрой инклюзивного образования Рощина Г.О. и старший преподаватель кафедры инклюзивного образования Русанова Л.С. прошли стажировку в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», который является международным ресурсным центром знаний в области раннего детства, поддержки семей с детьми раннего возраста и вопросам преодоления функциональных ограничений ребенка. Основная цель деятельности Организации – образовательная деятельность по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки)по направлениям: образование, абилитация и реабилитация, социальная поддержка, охрана здоровья, защита прав и законных интересов детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности, и членов их семей.
Авторы и ведущие стажировки: Самарина Лариса Витальевна, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, Ермолаева Евгения Евгеньевна, заместитель директора, заведующая отделом образовательных программ.
Программа стажировки «Организационные основы деятельности Службы ранней помощи» разработана специалистами АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» и ставит перед собой целью:профессиональное повышение квалификации специалистов для работы в междисциплинарной команде Службы ранней помощи,формирование необходимых компетенций для раннего выявления функциональных нарушений, составления и реализации индивидуальных программ помощи для ребенка и семьи и организации программ перехода ребенка в ДОУ.
Программа базируется на философии функциональной реабилитации на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП), передовых международных исследованиях в области раннего детства и многолетней практике разработки, адаптации и применения технологий ранней помощи специалистами СПБ Института раннего вмешательства в России и за рубежом.
Курс предназначен для обучения специалистов системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения, оказывающих услуги для семей с детьми раннего возраста (семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; семьи, имеющие детей с особыми потребностями и детей группы биологического риска, а также приемные семьи и семьи, усыновившие детей), включая руководителей и сотрудников государственных и муниципальных учреждений, руководителей и сотрудников НКО.
Задачами стажировки были:
- Получить представление о системе помощи детям раннего возраста «ранняя помощь»
- Узнать об основных этапах построения программ раннего вмешательства
- Познакомиться с философией построения абилитационной работы на основе МКФ-ДП и основными принципами РП
- Рассмотреть вопросы организации деятельности службы РП (целевая группа, специалисты, материально-техническое обеспечение, документооборот)
- Получить знания о раннем детском развитии
- Изучить принципы построения командной работы
- Рассмотреть технологию проведения первичного приема на основе МКФ-ДП
- Уметь принимать решение о наличии или отсутствии функциональных нарушений у ребёнка и строить гипотезы на основании проведенного первичного приема
- Знать технологию проведения углубленных оценок на основании МКФ-ДП и уметь проводить углубленные оценки развития по дефицитным областям
- Знать принципы построения целей и задач индивидуальной программы РП
- Уметь строить индивидуальную программу РП
- Владеть технологиями и методами реализации ИПРП для детей с различными нарушениями развития
- Уметь организовывать программу перехода ребенка в ДОУ
- Владеть методами оценки эффективности программы для ребенка и семьи
Данный курс позволит создавать Службу ранней помощи как на базе уже существующих учреждений Ярославской области, так и для организации вновь создаваемых Служб разной подведомственности.
Специалисты КИО планируют продолжать сотрудничество с автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» в рамках деятельности по развитию системы ранней помощи детям с ОВЗ в Ярославской области и в рамках РМО специалистов по ранней помощи.