Кафедра инклюзивного образования

Базовые площадки

Название ОО:
муниципальное общеобразовательное учреждение «Глебовская основная школа» Ярославского муниципального района
Направление деятельности:
«Инклюзивное образование для детей с умственной отсталостью в условиях сельской школы»; Создание инклюзивного образовательного пространства предполагает реализацию деятельности педагогического коллектива по формирование инклюзивной культуры в рамках сельской общеобразовательной школы, в которой обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации рассматривается в качестве задачи, решение которой лежит в основании общей идеологии инклюзии и включает в себя формирование и принятие всеми субъектами образовательного процесса ценностей уважения к разнообразию, терпимости к различиям, готовности к принятию вариативности педагогического взаимодействия.

Дата утверждения Ученым советом: от 23.09.2016 №7

Контактное лицо от базовой площадки
Иванова Анастасия Николаевна,
тел. (4852)23-06-82;
e-mil:  glebov-sch@yandex.ru
Сайт базовой площадки

Анализ работы базовой площадки МОУ Глебовская ОШ ЯМР на тему: «Инклюзивное образование для детей с умственной отсталостью в условиях сельской школы»
за 2016-2017 учебный год.

По решению Ученого совета ГАУ ДПО ЯО ИРО от 23 сентября 2016 года МОУ Глебовская ОШ ЯМР является базовой площадкой с темой «Инклюзивное образование для детей с умственной отсталостью» сроком на 3 года.

Общая стратегическая цель

Повышение эффективности работы педагогического коллектива в условиях инклюзивного образования для детей с УО в сельской школе.

Цели проекта

  • Формирование инклюзивной культуры в рамках сельской общеобразовательной школы, в которой обучаются дети с  интеллектуальными нарушениями.
    Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации рассматривается в качестве задачи, решение которой лежит в основании  общей идеологии инклюзии и включает в себя формирование и принятие всеми субъектами образовательного процесса ценностей уважения к разнообразию, терпимости к различиям, готовности к принятию вариативности педагогического взаимодействия.
    Инклюзивная организационная  культура  в рамках данного проекта понимается следующим образом:
    1)  Как особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса;
    2)Как  часть общей школьной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии в целом;
    3) Как уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и школы, позволяющих избежать конфликтных ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса;
    4) Как особая инклюзивная атмосфера, в которой внедряемые модификации адаптированы к потребностям определенной школы и органично вплетены в ее общую структуру, а также педагогам предоставлена возможность получения разнообразной поддержки, как со стороны администрации, так и со стороны других педагогов, позволяет снизить риск возникновения многих противоречий.
  • Разработка  алгоритма создания инклюзивного образовательного пространства для детей с УО в сельской школе

Основными задачами базовой площадки на 2016-2017 учебный год являлись:

  • Создание Совета базовой площадки (БП)
  • Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.
  • Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе, округе.
  • Подготовка и проведение  (мониторинга) исследования существующей организационной культуры  школы.
  • Прохождение педагогическим коллективом КПК по данной тематике, проведение школьными специалистами обучающих семинаров для педагогов.
  • Знакомство  с психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с умственной отсталостью.

Реализация задач:

23.09.2016 года приказом №202а был создан Совет базовой площадки с утвержденным составом участников.

17.10.2016 года состоялось 1 заседание Совета, на котором был принят план работы БП на 2016-2017 учебный год.

14.11.2016 года состоялось 2 заседание Совета базовой площадки, на котором обсудили вопросы формирования нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз; создание банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию; обсудили результаты мониторинга существующей организационной культуры  школы.

08.12.2016 года состоялось 3 заседание Совета БП в рамках педагогического совета на тему «Риски и пути их решения при  реализации ФГОС ОВЗ в сельской школе», на котором члены Совета БП и другие педагоги обсудили основные проблемы по данной теме. Так же был разработан план решения некоторых проблем.

26.12.2016 года  состоялось 4 заседание Совета БП в рамках ПМПк школы, на котором обсудили организацию психолого-медико-педагогического сопровождения с ученицей, которой поставили диагноз «умственная отсталость».

22.03.2017 года состоялось  5 заседание Совета БП в рамках ПМПк школы, которое было посвящено оценке и перспективе коррекционной работы с учениками, обучающимися по АООП; и обсуждению вопроса о педагогической этике в инклюзивном образовании.

20.05.2017 года состоялось 6 заседание Совета БП, на котором были подведены промежуточные итоги работы и определены основные направления работы на следующий учебный год.

В МОУ Глебовская ОШ ЯМР в сентябре 2016 года было 3 обучающихся с диагнозом «умственная отсталость» с разной степенью и структурой дефекта. Для каждого обучающегося был разработан пакет нормативных документов и адаптированных программ. Для обучающихся 1 класса были написаны АООП (вариант 8.1 и 8.2), для одного обучающегося разработаны СИПР и индивидуальный учебный план. На каждого обучающегося была разработана программа психолого-медико-педагогического сопровождения и система мониторинга развития.

В качестве обучения на базе МОУ Глебовская ОШ ЯМР специалистами школы было организовано обучение педагогов, которое проходило в виде лекций и семинаров на темы: «Клиника и этиология умственной отсталости», «Социализация умственно-отсталых детей», «Речевое развитие умственно-отсталых детей» и т.д. В следующем году запланировано прохождение КПК по данной тематике.

Создание инклюзивной культуры школы начинается с педагогов. Поэтому в первую очередь было проведено исследование существующей организационной культуры. Таким образом, мы выяснили, что процент выборов распределился следующим образом:

  • Результативная (рыночная) культура (29,6%);
  • Ролевая (иерархическая) культура (26,7%);
  • Семейная (клановая) культура (22,6%);
  • Новаторская  (инновационная) культура (20,8%)

Полученные нами результаты говорят о том, что вектор направленности школы нуждается в небольшой коррекции, так как, на наш взгляд, инклюзивная культура в большей степени соответствует семейной культуре.

С целью психологической разгрузки, профилактики профессионального выгорания и формирования инклюзивных ценностей, педагогом-психологом были проведены тренинги.

08.12.2016 года прошел педагогический совет на тему «Риски и пути их решения при  реализации ФГОС ОВЗ в сельской школе», на котором члены Совета БП и другие педагоги обсудили основные проблемы по данной теме. Так же был разработан план решения некоторых проблем.

26.10. 2016 года сотрудники школы выступали в Научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» на базе ГОАУ ИРО ЯО с темой «Образование детей с умственной отсталостью в условиях сельской школы».

28.03.2017 года сотрудники школы выступали в Научно-практической конференции «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» на базе ГОАУ ИРО ЯО с докладом о педагогической этике в рамках инклюзивной культуры.

В рамках районного методического объединения педагогов-психологов ЯМР, педагог-психолог МОУ Глебовская ОШ ЯМР выступила с темой «Разработка и реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ».

Так же в рамках методических объединений учителей-предметников ЯМР было проведено 3 открытых урока в классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Уроки показали учителя русского языка и литературы, географии и математики.

Администрация школы и специалисты проводят тесно сотрудничают с родителями детей с особыми потребностями. 14.02.2017 было организовано общешкольное родительское собрание на тему «Если ваш ребенок особый», лектор - Посысоев Олег Николаевич, профессор, кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; сертифицированный гештальт-терапевт, гештальт-консультант.

     Члены Совета базовой площадки работают над созданием программы по формированию инклюзивной культуры в сельской школе. На данный момент некоторые ее элементы уже используются в работе с детьми, педагогами и родителями.

Особое внимание на взаимоотношения в коллективе уделено классам, в которых обучаются дети с ОВЗ. Учителя и специалисты во время занятий наблюдают и контролируют по-необходимости коммуникацию среди детей.

В конце 2016-2017 учебного года были получены промежуточные положительные результаты, что говорит о том, что работа базовой площадки  МОУ Глебовская ОШ ЯМР на тему: «Инклюзивное образование для детей с умственной отсталостью в условиях сельской школы» идет в правильном направлении.

План работы базовой площадки МОУ Глебовская ОШ ЯМР
на 2017-2018 учебный год

Дата

Действия

 

Ответственные

1

Сентябрь-октябрь 2017г.

1. Разработка плана на текущий учебный год.
2. Подготовка необходимой нормативно-правовой документации и методической базы.
3. Распределение работы между членами совета БП.

Администрация школы,
Совет базовой площадки

2

Октябрь-ноябрь

2017г.

1. Проведение мониторинга среди субъектов образовательного процесса.
2. Корректировка плана с учетом результатов мониторинга.

педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, классные руководители.

3

В течение учебного года

Прохождение педагогическим коллективом КПК по данной тематике, проведение школьными специалистами обучающих семинаров для педагогов.

Администрация школы, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

4

Январь- Май 2018г.

Утверждение и апробация разработанного методического материала с учетом специфики школы

Педагогический коллектив школы

5

Май 2018г.

Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.

Совет базовой площадки

6

Июнь 2018г.

Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по формированию инклюзивной культуры.

Совет базовой площадки