Издательский центр

В январе-апреле 2018 г. в издательском центре вышли новые издания:

Страхова Н. В., Корсун Ю. И. Формирование и развитие антитеррористического мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций в рамках учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание» : методические рекомендации / Н. В. Страхова, Ю. И. Корсун — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 55 с.

В издании предлагаются основные принципы и подходы к формированию и развитию антитеррористического мировоззрения. Кроме того, представлены методические рекомендации, характеризующие основные принципы включения материалов анти-террористического содержания в рабочую программу учителя по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание». Методические рекомендации могут быть использованы при проведении уроков по основам без-опасности жизнедеятельности, уроков обществознания и права, а также классных часов, внеурочных мероприятий. Пособие предназначено для учителей ОБЖ, обществознания, классных руководите-лей, заместителей директоров по воспитательной работе.
Текст пособия

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, А. В. Золотарева, А. Л. Пикина, О. В. Тихомирова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 326 с. — (Развитие кадрового потенциала).

ISBN 978-5-906776-36-5

ISBN 978-5-906776-91-4

Данное учебно-методическое пособие включает в себя обобщенный опыт развития профессиональной компетентности педагогов в условиях образовательной организации. В пособии приведено содержание тьюторского сопровождения профессионального развития педагога, дано описание основных этапов разработки индивидуальной программы, представлен диагностический инструментарий, позволяющий отследить процесс развития профессиональной компетентности педагога. Материалы пособия ориентированы на подготовку тьютора профессионального развития педагога и могут служить базой учебного модуля.

Данное учебно-методическое пособие адресовано специалистам, осуществляющим постдипломное образование педагогов: специалистам центров развития образования, методистам, тьюторам, сопровождающим профессиональное развитие педагога, преподавателям учреждений дополнительного профессионального образования.

Актуальные направления образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования: сборник материалов учебно-методических семинаров / сост. Л. Н. Харавинина, И. В. Задорожная; — Электрон. текстовые дан. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 109 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

В сборнике представлены материалы выступлений по актуальным направлениям развития системы профессионального образования участников учебно-методических семинаров в рамках работы областных учебно-методических объединений Ярославской области: преподавателей общеобразовательных дисциплин, методистов или ответственных за методическую работу в образовательных организациях, преподавателей и мастеров профессионального обучения. Статьи посвящены поиску теоретических оснований и обобщению инновационного педагогического опыта реализации актуальных задач среднего общего и профессионального образования.

Издание адресовано методистам, научным и педагогическим работникам организаций среднего профессионального образования, аспирантам, студентам и специалистам, интересующимся разными аспектами данной проблемы.

Текст пособия

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комплект информационно-методических материалов / сост. И. Г. Назарова, О. В. Чиркун; — Электрон. текстовые дан. — 2-е издание, перераб. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 51 с. — (Социальное воспитание).

Данный комплект предназначен для субъектов образовательных отношений и субъектов профилактики. Материалы содержат аналитическую информацию о состоянии правонарушений несовершеннолетних и защите их прав; обозначены социальные риски и способы их минимизации, указаны ресурсы межведомственного взаимодействия в системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и защите их прав.

Текст издания

Томчук С. А. ФГОС ООО: современный урок музыки: учебное пособие / С. А. Томчук; — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

В данном учебном пособии представлены современные подходы к проектированию урока музыки с позиций требований ФГОС как целостной методической системы (цели, содержание, технологии обучения) с позиций личностно-ориентированного и деятельностного обучения.

Учебное пособие предназначено для учителей музыки, студентов педагогических вузов и колледжей, может использоваться при проектировании и проведении уроков музыки в школе.

Урывчикова Н. В. Подготовка образовательных организаций к введению второго иностранного языка: вопросы и ответы : методические рекомендации / Н. В. Урывчикова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 66 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-94-5

В методических рекомендациях представлены подробные ответы на основные вопросы, возникающие у руководителей образовательных организаций и учителей иностранного языка при введении предмета «Второй иностранный язык» на уровне основного общего образования, приведён возможный алгоритм действий, необходимых для подготовки школы к введению второго иностранного языка. В качестве приложений даны примеры рабочей программы по второму иностранному языку и сценария информационного мероприятия для родителей.

Коллективное проектирование ООП как инструмент развития организационной культуры: методические рекомендации / сост. Р. М. Гайнутдинов, Н. В. Зайцева, В. Г. Константинова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 51 с. — (Федеральные государственные образо-вательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-92-1

В издании представлены методические рекомендации по повышению эффективности процесса введения и реализации ФГОС. Издание содержит приложения, в которых содержаться материалы для руководителя образовательного учреждения по организации коллективной творческой работы педагогического коллектива.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей руководителей школ.

Гайнутдинов Р. М., Зайцева Н. В., Константинова В. Г. Реализация основной образовательной программы на основе программно-целевого управления: методические рекомендации / Р. М. Гайнутдинов, Н В. Зайцева, В Г. Константинова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 97 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-95-2

В методических рекомендациях авторы представили свое понимание программно-целевого управления, которое появилось в результате достаточного опыта сопровождения реализации основной образовательной программы командами образовательных организаций Ярославского региона. В  предлагаемых методических рекомендациях представлен практический опыт реализации школами Ярославского региона основной образовательной программы на основе программно-целевого управления. В издание включено большое количество практических материалов, которые универсальны, легко применимы, удобны и могут успешно использоваться в управленческой практике.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей руководителей школ, для работников сферы дополнительного профессионального образования, работающими с административными командами школ.

Выявление в образовательных организациях обучающихся, попавших под воздействие идеологии терроризма и религиозного экстремизма, и организация адресной работы с указанной категорией лиц: методические рекомендации / сост.: О. В. Иерусалимцева, С. В. Морозова; под общ. редакцией А. П. Щербака. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 24 с. — (Социальное воспитание)
Методические рекомендации позволяют изучить нормативно-правовые основания для определения понятий терроризма и религиозного экстремизма, характерные признаки обучающихся, попавших под воздействие идеологии терроризма и религиозного экстремизма, а так-же методы организации адресной работы с такими обучающимися. Настоящие рекомендации подготовлены совместно со специалистами аппарата антитеррористической комиссии в Ярославской области и УМВД России по Ярославской области. Рекомендации адресованы администрации и педагогам образовательных организаций Ярославской области.
Текст издания

Харитонова Л. А., Страхова Н. В. Преподавание регионального компонента при изучении истории и обществознания: учебное пособие / Л. А. Харитонова, Н. В. Страхова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 38 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

В концепциях нового УМК по истории России, Концепции преподавания обществознания в РФ краеведческий материал рассматривается как обязательный элемент историкообществоведческого школьного образования на уроке и во внеурочной деятельности. Изучение региональной и локальной истории в аспектах экономической, политической, социальной и духовной жизни способствует формированию целостной исторической и социальной картины мира обучающегося, пониманию роли и места его родного края в системе общественных отношений и событиях российской истории. В учебном пособии представлен методический конструктор, показывающий принципы включения регионального и локального содержания политической, экономической, социокультурной сферы в преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» в 6 классе. Методическое пособие предназначено школьным учителям и преподавателям СПО, преподающим историю и обществознание.
Текст пособия

Примерная документация инструктора по физической культуре дошкольной образовательной организации Ярославской области : инструктивно-метод. издание / сост. Л. Ю. Арсеньева, Е. Ю. Васильева, Е. Ю. Маркова, Е. Н. Пагина, под общ. редакцией А. П. Щербака. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 32 с. — (Физическая культура и спорт).
Информационно-методические материалы включают в себя примерную документацию инструктора по физической культуре, структурированную по четырем разделам: ФГОС, планирование, инструкции и акты. Настоящие материалы подготовлены рабочей группой регионального методического объединения инструкторов по физической культуре ДОО Ярославской области и приняты для образца на слете этого объединения (протокол № 4 от 16.06.17). Материалы адресованы администрации и инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций Ярославской области.
Текст издания

Модернизация содержания и технологий обучения предмету «Биология» : методические рекомендации / сост. Л. Н. Сухорукова, В. А. Смирнова, С. Г. Морсова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 128 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-96-9

Методические рекомендации представляют собой обобщение накопленного опыта использования инновационных подходов и технологий обучения, формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «Биология».

Рекомендации адресованы учителям биологии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилю подготовки — биологическое образование — географическое образование.

Организация деятельности профессиональных педагогических сообществ: методические рекомендации / Е. В. Коточигова, Е. В. Кувакина, Г. Д. Редченкова, А. Н. Смирнова, Е. Е. Цамуталина; под ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 76 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

В методических рекомендациях представлен опыт создания и организации деятельности профессиональных педагогических объединений Ярославской области на региональном уровне. Рассматриваются традиционные виды профессиональных сообществ: региональные методические объединения, ассоциации, интернет-сообщества.

Приводятся примеры новых актуальных форм профессиональных объединений педагогов на уровне образовательной организации – команды обучающихся учителей (КОУЧ), метапредметное объединение (метапредметный совет).

В рекомендациях представлены разнообразные практические материалы, включая нормативные документы, планы работы и методические разработки. Особое внимание уделено разработке инструментария по оценке эффективности работы педагогического сообщества. Рекомендации будут полезны руководителям образовательных организаций, методистам и руководителям профессиональных объединений.

Модернизация содержания и технологий обучения предмету «Химия»: методические рекомендации / сост. Е. В. Александрова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 120 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

Методические рекомендации включают в себя обобщение накопленного опыта использования инновационных подходов и технологий обучения, формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «Химия».

Пособие адресовано учителям химии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилям подготовки «Химическое образование» — «Биологическое образование».

Назарова И. Г., Чиркун О. В. Медиация как инструмент перехода школ в эффективный режим работы: методические рекомендации / И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — 2-е издание, перераб. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019 — 95 с. — (Эффективная школа)

ISBN 978-5-906776-90-7

В данных методических рекомендациях на основе опыта создания в Ярославской области институтом развития образования служб медиации и школьных служб примирения раскрывается процесс создания этих служб в образовательных организациях, находящихся в сложных социальных контекстах. Рассматривается медиация как инструмент перехода школ в эффективный режим работы, а также применение восстановительных практик для включения детей, родителей, педагогов в процессы внутренних изменений в школах, а также приведены все необходимые для этой работы документы и материалы.

Рекомендации будут полезны практикующим медиаторам, руководителям, специалистам образовательных организаций, сотрудникам сферы образования в области работы с конфликтами и перевода школ в режим эффективной работы.

Текст издания

Результаты мониторинга по русскому языку в Ярославской области : инструктивно-методическое письмо / Киселева Н. В. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 32 с. — (Эффективная школа).

В инструктивно-методическом письме «Результаты мониторинга по русскому языку в Ярославской области» основное внимание уделено тем заданиям, которые вызвали наибольшие затруднения у выпускников в 2017 году. Каждое задание имеет комментарии: объясняется причина неудачи, приводятся возможные решения проблемы.

Пособие предназначено для учителей русского языка и заместителей директоров по учебной работе.

С материалами данных пособий можно ознакомиться в информационном центре ГАУ ДПО ЯО ИРО (23-06-42), на сайте ГАУ ДПО ЯО ИРО, а также приобрести в книжном магазине ГАУ ДПО ЯО ИРО (28-06-94).