ПРОЕКТ
(в текстовом формате *.doc)
Резолюция
второго Всероссийского съезда краеведов-филологов,
посвященного 50-летию туристского маршрута «Золотое кольцо России»
27 января 2017 года, Ярославская область
26 и 27 января 2017 года в Ярославской области состоялся второй Всероссийский съезд краеведов-филологов.
В работе съезда приняли участие более 600 человек, в том числе 86 представителей 22 регионов страны.
Всероссийский съезд организован с целью объединения творческих усилий краеведов России для:
- совместной деятельности в реализации целей и задач по гражданскому воспитанию населения;
- популяризации краеведческих знаний и исследований в области изучения, сохранения и пропаганды культурного наследия родного края;
- пропаганды туристского потенциала маршрута «Золотое кольцо России»;
- формирования культурно-образовательной среды региона и реализации педагогического потенциала педагогов Ярославской области и других регионов РФ в организации работы по гражданскому воспитанию обучающихся.
Организаторами социально значимого проекта «Второй Всероссийский съезд краеведов-филологов» выступили:
- Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»,
- ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Мероприятия съезда состоялись при поддержке департамента образования ЯО, департамента культуры ЯО, департамента туризма ЯО, Общественной палаты ЯО, а также различных региональных учреждений культуры, образования, туризма, физической культуры и спорта.
Реализация проекта осуществлялась с региональной общественной организацией поддержки гражданских инициатив «Диалог».
В рамках проекта был подготовлен сборник материалов участников второго Всероссийского съезда краеведов-филологов[1].
При реализации социально значимого проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 No68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».
На съезде были рассмотрены вопросы: современное состояние и перспективы развития краеведения; краеведческий аспект филологического образования; организация краеведческой деятельности в образовательных организациях и в системе дополнительного образования; краеведение как средство и условие духовно-нравственного воспитания; краеведение и туризм.
Работа первого дня съезда (26.01.2017г.) была организована
- на пленарном заседании, в котором приняли участие с докладами и сообщениями представители органов исполнительной власти и Общественной палаты ЯО (Березкин С.В.), Министерства образования и науки РФ (Чернышова Д.В.), департамента образования ЯО (Лобода И.В.), ГАУ ДПО ЯО ИРО (Золотарева А.В.), представители Ростуризма (Сергеева С.В., Пелевин П.О., Козловская Т.С.), председатель и исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (Дудова Л.В., Дощинский Р.А.), председатель Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (Соловьёва М.А.), представители вузов ЯО и регионов РФ (Рязанцев Н.П., Федорова Е.А.);
на пленарном заседании был представлен отчет о выполнении резолюции первого Всероссийского съезда краеведов-филологов (2016г.);
- на 4-х диалоговых площадках, в том числе в столице «Золотого кольца России» - Ярославле:
площадка 1: ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, филфак, центр региональных исследований им. Г.Г. Мельниченко, где состоялись выступления представителей регионов РФ по вопросам краеведческих знаний в системе филологического образования;
отдел редкой книги, который посетили главные редакторы журналов «Литература в школе» и «Вестник детско-юношеского туризма», а также представители вузов Калуги, Москвы и Санкт-Петербурга;
площадка 2: МОУ СОШ № 21 имени А.А. Достоевского (г. Ярославль), где участникам съезда была представлена система воспитания средствами школьного музея, исследовательская и проектная деятельность учителей и учащихся школы в рамках изучения краеведения;
площадка 3: на базе Мокеевской СОШ (Ярославский МР) состоялась презентация краеведческой работы в школах Ярославского МР;
здесь же состоялась творческая встреча с писателем Крупиным В.Н. и кинооператором Заблоцким А.Д.;
площадка 4: Ярославский зоопарк: работа диалоговой площадки была посвящена проблемам экологического воспитания, Году экологии (2017); участники познакомились с «населением» зоопарка; в работе площадки приняли активное участие депутаты Ярославской областной Думы.
Работа второго дня съезда (27.01.2017г.) была организована на 5-и диалоговых площадках, в том числе в городах «Золотого кольца России»:
маршрут 1: Ярославль-Углич-Ярославль,
маршрут 2: Ярославль-Петровск-Варницы-Ростов Великий-Ярославль,
маршрут 3: Ярославль-Пошехонье-Данилов-Ярославль,
маршрут 4: Ярославль-Рыбинск-Ярославль,
маршрут 5: Ярославль-Шашково-Хопылево-Ермаково (Рыбинский район)-Тутаев-Ярославль.
На всех площадках были представлены местные отделения Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (г. Рыбинск; Рыбинский МР; Даниловский МР; Первомайский МР; Пошехонский МР; Ярославский МР).
Во время экскурсирования по маршрутам участники съезда познакомились не только с работой образовательных организаций, учреждений культуры и туризма, но и промышленных предприятий области.
По результатам двухдневной работы съезд принял резолюцию.
Съезд отмечает, что краеведческая работа с детьми дошкольного и школьного возраста, со студенческой молодежью, с семьей является мощным фактором формирования гражданственности и патриотизма, нравственных ценностей, гордости за свою страну и свой народ. Краеведческая работа помогает не только изучать отечественную историю и культуру, делая её осязаемой, но также помогает сохранять культурное наследие, приумножать созданное нашими предками.
Краеведческая работа помогает создать многогранный образ родного края в единстве исторического, культурного и экологического начал. Она является действенным средством формирования российской идентичности, помогает молодому человеку почувствовать себя частицей народа и осмыслить свою ответственность перед ним.
Как отметило руководство Ростуризма, за 50 лет существования туристский маршрут «Золотое кольцо России» не только не потерял популярности, но с каждым годом привлекает все больше туристов, как из России, так и из других стран. Культурно-туристский потенциал маршрута «Золотое кольцо России» огромный для воспитания гражданской идентичности.
Съезд признает, что в стране накоплен разнообразный опыт краеведческой работы в образовательных организациях, в учреждениях дополнительного образования, в деятельности музеев, библиотек, книжных издательств. Сегодня краеведение – это не отдельные мероприятия, а масштабные проекты, продуманные образовательные программы, системные научные исследования.
Вместе с тем в этой работе есть еще немало проблем как методологического, содержательного, так и организационного плана, в связи с чем Съезд обращается с предложением:
Министерству образования и науки РФ:
учитывая социальную значимость краеведческой работы, сделать съезды краеведов, работающих в сфере образования, культуры и туризма регулярными; это даст возможность обмениваться опытом, координировать работу различных центров краеведения, знакомить широкий круг участников с новыми методологическими подходами и организационными формами;
учитывая, что школьные музеи играют огромную положительную роль в системе воспитательной работы, участники съезда считают необходимым обновить Положение о школьном музее (1974 г.);
рассмотреть вопрос о возвращении регионального компонента в учебный план ФГОС;
Министерству культуры РФ:
обратить внимание и принять срочные меры по сохранению музеев Некрасовского Заволжья Ярославской области, находящихся в селе Грешнево и Аббакумцево;
Съезд рекомендует:
педагогическим вузам, региональным институтам развития образования, институтам повышения квалификации:
создавать на своей базе краеведческие научно-исследовательские лаборатории и центры краеведения, которые смогли бы вести научные изыскания;
готовить методические рекомендации по организации краеведческой работы для образовательных организаций;
создавать творческие коллективы для разработки интегрированных учебно-методических комплектов по краеведению;
проводить мастер-классы музейных научных сотрудников для работников школьного музея;
образовательным организациям:
рассмотреть вопрос о включении в штатное расписание образовательной организации единицу «руководитель школьного музея»;
активнее использовать вариативную часть учебного плана для проведения краеведческих занятий, а также включать краеведческий материал в уроки как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла и во внеурочной работе;
использовать материал локальной истории в проектной, исследовательской и поисковой деятельности;
расширять связи школы с музеями, библиотеками и другими организациями, занимающимися краеведческой работой;
шире использовать потенциал образовательного, промышленного, сельского и культурно-образовательного туризма при организации образовательного процесса;
внедрять обучение различным жанрам представления ученических краеведческих работ, в том числе жанру краеведческих очерков, а Ассоциации учителей литературы и русского языка рассмотреть вопрос об организации всероссийского конкурса таких очерков.
В связи с объявленным Годом Экологии (2017), особой значимостью экологического воспитания участники съезда обращаются к
Департаменту образования Ярославской области,
Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды,
Институту развития образования Ярославской области,
учреждениям основного и дополнительного образования региональной системы образования,
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ЯрГУ им. П.Г. Демидова,
общественным организациям экологической направленности:
- Развивать сотрудничество в сфере экологического образования и просвещения между различными учреждениями, объединениями и структурами, работающими в регионе.
- Оказывать всестороннюю поддержку педагогам и творческим коллективам в организации и проведении мероприятий экологической направленности, в том числе междисциплинарных, культурно-образовательных и т.п.
- Содействовать внедрению модели интеграции общего и дополнительного экологического образования; организации деятельности учреждений дополнительного образования в статусе ресурсно-внедренческих центров, в частности, оборудования мини-лабораторий для формирования у школьников простейших практических навыков определения степени загрязнения воды, воздуха, почвы и т.п.; изданию учебно-методических комплектов по экологии (совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Ярославской области).
- Обеспечить разработку модулей с региональным экологическим содержанием, обеспечить методическое и дидактическое сопровождение преподавания курса «Экология Ярославской области»; проводить курсы повышения квалификации для педагогических работников.
- Обобщать педагогический опыт воспитателей, учителей, методистов, продолжать работу по созданию банка педагогических технологий экологического образования.
- Содействовать общественным организациям, СМИ в распространении и тиражировании успешного опыта в области экологического образования.
- Способствовать эколого-просветительной, краеведческой деятельности библиотек и музеев.
Съезд считает важным не только приобщение школьников к историко-культурному и природному наследию родного края, но и обращение к его сегодняшней жизни, поэтому рекомендует активнее организовывать встречи обучающихся с современными писателями, учеными, деятелями культуры своего края.
Съезд считает необходимым распространить и обобщить опыт краеведческой работы образовательных организаций Ярославской области.
[1] Всероссийский съезд краеведов-филологов: материалы II Всероссийского съезда / Сост. М.А. Соловьёва.-Ярославль, 2017.-285с. ISBN 978-5-9909560-0-1