Установочный семинар для участников проекта «Школы, работающие в сложных социальных контекстах»
17 декабря 2015 года на базе ГОАУ ЯО ИРО прошел установочный семинар для участников проекта «Школы, работающие в сложных социальных контекстах».
В семинаре приняли участие как представители школ, включившихся в проект в 2013 году (СОШ №4 г. Тутаев; СОШ №№ 60, 44, 3 г. Ярославля, Покров-Рогульская СОШ, СОШ п. Ярославка), так и представители вновь включившихся в проект школ (Сарафоновская, Коленовская, Григорьевская, Лучинская, Левобережная СОШ; СОШ №№ 35, 50 г. Ярославля и СОШ №29 г. Рыбинск).
В рамках установочного семинара, участники были разделены на две группы. Представителям школ, вновь включившихся в проект, было предложено обменяться с партнерами информацией о своих школах, а за тем представить информацию о школе партнера, описав сильные и слабые стороны школы.
Как выяснилось в результате знакомства, школы имеют схожие проблемы:
- Низкие образовательные результаты (в том числе, ЕГЭ);
- Низкая заинтересованность родителей в школьной жизни (как в образовательном процессе, тик и во внеклассных делах);
- Низкая заинтересованность детей;
- Территориальные особенности (либо отдаленность от районных центров, либо большое количество конкурентов с «положительным» имиджем);
- Кадровые проблемы (выражены почти во всех школах: либо консервативность коллектива, либо «текучка кадров», либо недостаток опыта у молодых специалистов).
В то же время, школы, работающие в проекте, имеют сильные стороны, отличающиеся друг-от-друга. Эти сильные стороны могут и должны использоваться для преодоления проблемных зон.
После знакомства, руководитель ЦРИИ С.М. Полищук выступила с презентацией «Вход в проект: Что такое эффективная школа?». В выступлении был сделан акцент на том, что задачей эффективных школ является выравнивание шансов детей на качественное образование. Так же были обозначены критерии эффективности школы, охарактеризован эффективный учитель, приведены общие черты «неэффективных» школ, описаны факторы, мешающие школе стать «эффективной», а также приведены основные шаги на пути к эффективности школ.
Группа получила домашнее задание
Работа второй группы –представители школ, включившихся в проект в 2013 году – обсуждали опыт внедрения КОУЧей в своих школах: уже решенные задачи, а так же планы на 2016 год по развитию этого направления. По итогам обсуждения, группой были выработаны предложения по созданию региональных КОУЧей и формату их взаимодействия.
В завершении семинара, обе группы объединились. Представители «бывалых» школ презентовали наработки своей группы.
Директор школы №4 г. Тутаева Р.Н. Гаврилова поделилась опытом работы своей школы в проекте. По итогам экспертных заключений, школа была признана эффективной. Описана сложность контекста школы и шаги, предпринятые административной командой по переходу школы в эффективный режим работы.
Директор школы №3 г. Переславля-Залесского Ж.О. Рюмина так же рассказала об опыте участия школы в проекте и представила результаты работы группы «бывалых» школ. Было сформулировано предложение объединять молодых специалистов не по предметному, а по метапредметному принципу (например, по смысловому чтению). Так же было предложено сетевое общение вне официальных мероприятий, для решения текущих вопросов.
Заместитель руководителя ЦРИИ Т.Ю. Егорова продемонстрировала инструменты, которые могут быть полезными при анализе эффективности в рамках работы проекта.
В заверении семинара, обе группы получили домашнее задание:
- выделить объект для отслеживания динамики образовательных результатов обучающихся;
- определить ответственного за сбор, обработку и передачу информации;
- представить информацию в ИРО.
После рефлексии, школам, включившимся в проект, были вручены сертификаты участников проекта «Школы, работающие в сложных социальных контекстах».
Фотоотчет