Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация ФГОС общего образования: тенденции и перспективы»

2-3 декабря 2015 г.

2 декабря 2015 года в Институте развития образования состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация ФГОС общего образования: тенденции и перспективы», в рамках которой, кафедра начального образования провела конференцию «ФГОС НОО: четырехлетний урок». 

Материалы Конференции (презентации к выступлениям, тезисы)

В ходе конференции были обсуждены следующие вопросы реализации ФГОС НОО: реализация деятельностного подхода, изменения в системе оценивания, использование новых возможностей УМК, образовательные результаты, проектирование образовательного процесса в начальной школе.

 
Секция № 1 «Урок или учебная деятельность?»

Были заслушаны выступления, Иванова С. М., Тихомировой О. В., Кудрявцевой И. А., Пономаренко Т. А., Озеровой Г. Ю., Исаковой С. П. В выступлениях представлен опыт реализации деятельностного подхода в начальной школе. Выявлены сложности, возникающие у педагога при организации учебной деятельности младших школьников.

 
Секция № 2 «Что оценивает система оценивания?»

Были заслушаны выступления Данилова Д. Д., Бородкиной Н. В., Сахаровой Е. В. Черновой С. В., Азаровой О. Н., Большаковой О. В., Балова И. С.  Выступающие представили опыт использования новых подходов к оцениванию в начальной школе.  Подняты вопросы оценивания метапредметных результатов.

 
Секция № 3 «УМК: возможности или ограничения?»

Выступили Александрова Э. И., Чижова И. Н., Живанская Н. Л, Сорокина Ю. В., Карасева Н. Ю, Шабакоева Е. С. Показаны возможности УМК для организации деятельности на уроках в начальной школе и для достижения образовательных результатов. Очерчен круг проблем в использовании УМК педагогами начальной школы.

 
Секция № 4 «Образовательный результат: по-новому или?»

Заслушаны выступления Яковлевой С. Г, Ворониной О. Г., Крыловой С. С., Савастьяновой О. А., Пятибратовой Е. Е. Обсуждены проблемы педагогов в понимании сущности метапредметных и личностных результатов. Подняты вопросы о мониторинге достижений младших школьников метапредметных результатов.

 
Секция № 5 «Проектирование образовательного процесса»

Заслушаны выступления Соловьева Я. С., Меньшуткиной И. Е., Ворониной О. В., Жиряковой Л. А. Представлен опыт использования различных форм организации образовательного процесса в начальной школе, в том числе на основе со-бытийного подхода. Подняты вопросы о необходимости реализации новых форм организации образовательного процесса.


Участники конференции постановили:

  • Использовать и тиражировать новые подходы к системе оценивания образовательных результатов, совершенствовать формы организации образовательного процесса для формирования основных компонентов учебной деятельности младших школьников
  • Развивать методическую компетентность учителя начальных классов, которая поможет ему реализовывать все требования ФГОС НОО
  • Содействовать обмену новыми образовательными практиками в сообществе педагогов начальной школы.

Участники конференции вышли с предложениями в решения конференции «Реализация ФГОС общего образования: тенденции и перспективы»

1. Признать эффективными следующие образовательные практики, способствующие достижению метапредметных и личностных результатов начального образования:

  • деятельностный подход на уроке,
  • образовательное со-бытие,
  • формирующее оценивание,
  • формирование способности организации действия.

Рекомендовать их к распространению и применению при реализации ФГОС ООО как практики, позволяющие в полной мере осуществлять системно-деятельностный подход и развивать приобретенное в начальной школе умение учиться.

2. Признать приоритетным направлением развития начального образования совершенствование профессиональной компетентности учителей начальной школы в следующих вопросах:

  • современные подходы к методике предметных областей «Математика и информатика» и «Филология»,
  • организации проектной и исследовательской деятельности учеников,
  • составление, использование контрольно-измерительных материалов и анализ результатов.

3. Признать необходимость совершенствования системы оценивания в школе с точки зрения достижения метапредметных и личностных результатов образования.

Высказывания в адрес конференции «ФГОС НОО: четырехлетний урок»

Елена Николаевна Круглова (главный специалист отдела развития общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области)
«Хорошо, что были приглашены авторы учебников и пособий. Для каждого учителя возможность услышать выступление (которое заставляет задуматься) ученого, автора учебника, по которому он работает, – это глоток свежего воздуха. Значимо, что были представлены авторы пяти учебно-методических комплектов. Лично для меня участие в конференции ученых  такого уровня было так же очень полезно: редко сейчас испытываешь эстетическое удовольствие от грамотной, образной речи на прекрасном, свободном от словесного мусора, русском языке. СПАСИБО»

Дмитрий Даимович Данилов (доцент МПСИ, автор учебников «Окружающий мир» (3,4 кл.), Всеобщая история (5-9 кл.), История России (6-9 кл.), координатор направления «История и обществознание» в Образовательной системе «Школа 2100» (г. Москва))
«Хотелось бы отметить превосходную организацию конференции и интересное содержание. Все выступления были достойными, состоялся конструктивный диалог, что особенно ценно – была возможность неформального общения»

Крылова Светлана Сергеевна (главный специалист ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования»)
«Конференция позволила обсудить сложные вопросы, касающиеся оценивания образовательных результатов. Все выступления  были содержательными, каждый автор представил свой опыт в оценивании образовательных результатов, получился хороший и конструктивный диалог»

Жирякова Людмила Анатольевна (учитель начальных классов  МОУ СОШ № 1 г. Гаврилов-Яма)
«Такие встречи помогают нам учителям обмениваться опытом, знакомится с новыми тенденциями в развитии образования, ну и, конечно же, пообщаться с коллегами в хорошей дружеской атмосфере»