Пять лет вместе
Мы работаем вместе уже 5 лет. Это много. Потому что за это время можно понять, состоялась ли эта работа как общее дело, связывают нас одни задачи и заботы, и вообще, мы – команда?
С радостью могу в ответ на эти вопросы написать – да.
За пять лет общая работа приходит к такому рубежу, на котором уже нельзя сказать: «Мы планируем, рассчитываем получить, в перспективе должно состояться…» Это такой срок, когда всё уже состоялось или нет, и перспектива либо реализована, либо потеряна.
Проект «Поддержка школ, работающих в сложных социальных контекстах» за это время состоялся и стал перспективой для десятков учителей и директоров, которых Институт сделал командой с общим опытом осмысления, общей ответственностью и ожиданиями.
Наши английские партнёры и консультанты проекта, люди с огромным опытом работы с проблемными школами по всему миру, от Англии до Австралии, донесли до нас простую и важную мысль. Главное – это нарастить внутренний потенциал организации, так, чтобы, когда внешняя инициатива уйдёт, движение продолжалось за счёт собственной инициативы и энергии.
Что можно сказать с этой точки обзора о нашем проекте?
Первое. Безусловно, внутренний потенциал, созданный Институтом, стал двигателем проекта, причём не только для школ города и Ярославской области, «увлекая» их по ходу движения, но и для участников из других регионов, у которых пока не хватает внутренней энергии.
Второе. Теперь команде Института придётся решать главную задачу: помочь каждой школе перейти на такой энергетический уровень, чтобы её собственного потенциала было достаточно для продолжения развития в режиме самостоятельности, после того, как проект для неё закончится. Чтобы не остановиться, коллективам школ нужны будут внутренние силы.
Что для этого есть у Института?
Замечательная команда, объединившая людей всех возрастов: опытных и мудрых, молодых « в расцвете сил» и юных, готовых развиваться. Впрочем, последнее качество удивительным и замечательным образом относится абсолютно ко всем в этой команде. Итак, есть высоко профессиональная, энергичная, деятельно развивающаяся команда.
Команда нашла такую форму работы, которая позволяет с минимумом ресурсов продвигать и расширять проект. Командой Института уже организованы и проведены межрегиональные семинары и школы. Работает сеть кустовых выездных практических семинаров на базе школ проекта в регионе.
В Институте запущены программы повышения квалификации для учителей и директоров, которые на сегодняшний день являются уникальными для страны. Институт сейчас делает то, что не делает ни одна (известная нам) структура в региональных системах образования: учит на регулярной основе педагогов и директоров школ формировать профессиональные обучающиеся сообщества учителей, работать с инструментами педагогического исследования и планирования урока, опирающимися на современную конструктивистскую дидактику, осуществлять формирующее оценивание, т.е , вводит педагогов в современный образовательный «мейнстрим», восполняя годами формировавшиеся лакуны профессиональной подготовки и практики.
Т.е. Институт, развивая проект поддержки школ, работающих в наиболее сложных социальных контекстах, продуктивно продвигает две линии: осуществляет управление и действует в качестве модератора, организующего совместную работу школ, участвующих в проекте, и создаёт для них доступные ресурсы профессионального развития, т.е. строит в регионе собственную научно-методическую базу проекта. Ещё раз надо подчеркнуть: это новая, не существовавшая раньше научная и методическая база. Её создали специалисты Института, чтобы у нас стало возможным делать то, что успешно и широко делается последние десятилетия в мире: помогать школам двигаться «поверх барьеров», преодолевать все риски своей среды и сложного контингента и обеспечивать детям из социально уязвимых групп качественное образование.
Теперь ещё немного о проекте. Мы все знаем, что у нас, как и в любой стране, достаточно большая часть школ работает в наименее благоприятных условиях. Отдалённая территория, экономическая депривация, низкий уровень социальных и экономических ресурсов семей, отсутствие культурной среды и даже запроса на образование – вот тот контекст, в котором такие школы должны выполнять свою основную задачу, давать детям образование. Миссия таких школ – повышать жизненные шансы учеников, стать для них социальным лифтом, идущим вверх и открывающим новые жизненные перспективы.
Это красивая, трудно выполнимая задача, как для каждой отдельной школы, так и для той системы образования, которая взялась за её решение, для всех включённых в эту работу институтов.
Такая задача стала частью повестки отечественной образовательной политики, нашла отражение в Указах Президента и Государственной программе развития образования. Это стало возможным благодаря тем руководителям системы образования, которые первыми приняли решения участвовать в проектах поддержки неблагополучных школ в регионах.
Пять лет назад Департамент образования ЯО взял на себя смелость и ответственность в партнёрстве с НИУ ВШЭ инициировать проект «Поддержка школ, работающих в сложных социальных контекстах» в регионе, и Институт развития образования ЯО стал его модератором. Все риски, вдохновляющие идеи, неудачи, удачи и новые планы стали нашим общим опытом, частью нашей жизни.
Я не называю имён всех, кто взял на себя этот проект, всех специалистов в Департаменте и Институте, которые держат его с первого до сегодняшнего дня. Но каждому из них хочу выразить огромную благодарность за замечательные уроки, которых было много за пять лет: уроки надёжности, упорства и оптимизма.
Хочу пожелать нашим коллегам и всему институту того, что мы всегда желаем друг другу – долгих лет жизни, сил и здоровья и радости от работы!