Ресурсный центр по направлению «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»
Литература
Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних
Составила библиограф ЦИБО Давыдова О.А.
25.03.2015
- Белоглазова, Е.Н. Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением [Текст] / Е.Н. Белоглазова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – №7. – С.4-22.
В статье представлена программа работы с подростками дивиантного поведения. Диагностический блок поможет педагогам выявить факторы риска и особенности развития личности. Коррекционный блок представлен в виде тематического планирования. Наибольший интерес представляет содержание занятий. - Кевля, Ф.И. Педагогическая поддержка школьников: индивидуальное консультирование [Текст] / Ф.И. Кевля // Социальная педагогика. – 2013. – №3. –С.47-57.
Замечено, что последнее время интерес учёных и специалистов-практиков, опирающихся в своей работе на метод индивидуального консультирования, постепенно смещается от диагностики проблемы к терапии. В предлагаемой статье автор определяет возможности консультирования как метода индивидуальной поддержки, его особенности и отличие от других форм взаимодействия с воспитанниками. - Кузнецова М.С. Профилактическая программа «Как прекрасен этот мир» [Текст] / М.С. Кузнецова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 20014. – №4. – С.4-32.
Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предлагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. - Кумарина Г. Профилактика деструктивного поведения детей в системе школьного образования [Текст] / Г.Кумарина // Коррекционно-развивающее образование. – 2014. – №2. – С.3-14.
В статье рассматривается потенциал школьного образования в системе профилактики различных форм деструктивного поведения в детской и молодёжной среде. Рассматриваются различные педагогические формы дифференцированной помощи в образовательном процессе детям. - Никулина, Н.Н. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: летняя кампания [Текст] / Н.Н. Никулина // Социальная педагогика. – 2014. – №5. –С.55-60.
В статье поднимаются темы: дети и подростки группы риска, асоциальное поведение, оздоровительный лагерь, трудовая занятость, трудная жизненная ситуация. - Палехина М.С. Конструкторско-интелектуальные игры для подростков с девиантным поведением: методические разработки [Текст] / М.С. Палехина М.С. // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – №6. – С.27-50.
В стать представлена педагогическая практика и игровые технологии в разрезе интеллектуального потенциала у девиантных подростков - Худяков, О. В поисках Синей птицы, или как помочь трудному подростку? [Текст] / О.Худяков // Директор школы. – 2012. – №6. – С.6-12.
Современная школа открытого типа– это работа на полноценное включение в образовательное пространство и успешную социализацию детей с отклонениями в поведении. О сложностях работы рассказывает в своём эссе Олег Борисович Худяков, призёр Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» директор муниципального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.
Профилактика жестокости и насилия в отношении несовершеннолетних
Составила библиограф ЦИБО Давыдова О.А.
03.04.2015
- Базина, Т.Г. Школа без агрессии [Текст] / Т.Г. Базина // Социальная педагогика. – 2014. – №3. – С.48-59.
Предлагается статья с описанием педагогического совета, тему которого – «Школа без агрессии» – педагогическому коллективу подсказала сама жизнь. Ведь не секрет, что сегодня коммуникативная культура учащихся очень низкая, а их общение часто носит насильственный характер, окрашено грубостью. - Галич, Г.О. Социально-психологическая реабилитация детей, подвергшихся насилию [Текст] / Г.О. Галич // Социальная педагогика. – 2014. – №3. – С.99-105.
В статье поднимаются таки важные вопросы как насилие, жестокость, преступные посягательства, девиантное поведение, социально-психологическая реабилитация. - Гапеенкова, С.М. Распространение насилия среди воспитанников образовательных учреждений как психолого-педагогическая и социальная проблема [Текст] / С.М. Гапеенкова // Социальная педагогика. – 2013. – №4. – С.117-122.
Численный рост фактов совершения насилия в детской и подростковой среде по отношению к своим сверстникам становится пугающе очевидным. Об этих фактах с обескураживающей частотой сообщают средства массовой информации; с ними регулярно сталкиваются представители профессионально-педагогического сообщества, родители, сами воспитанники образовательных учреждений. - Илатовская. Л.А. Профилактика жестокого обращения: работа с детьми младшего подросткового возраста [Текст] / Л.А. Илатовская // Социальная педагогика. – 2013. – №1. – С.71-73
Жестокое обращение с ребёнком, аддиктивное поведение, неблагополучная семья – вот темы, которые рассматриваются в статье. - Кузнецова, М.С. Профилактическая программа «Как прекрасен этот мир» [Текст] / М.С. Кузнецова // Социальная педагогика. – 2014. – №4. – С.4-32.
Данная программа направлена на на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. - Масагутова, З.Р. Методические и практические рекомендации педагогу по решению проблем в классе [Текст] / З.Р. Масагутова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне – 2014. – №7. – С.78-86.
В статье представлены рекомендации социальным педагогам и педагогам-психологам по выявлению и профилактики случаев жестокого обращения с детьми. Методические рекомендации по профилактики и коррекции агрессивного поведения в классных коллективах. Рекомендации родителям. - Серёгина, И.Н. Психологическая помощь детям и подросткам: школьная психодрамма [Текст] / И.Н. Серёгина // Социальная психология. – 2014. – №4. – С.41-50.
Сегодня реалии таковы, что насилие в школах среди детей не только существует, но и активно увеличивается в масштабах. И дело не только в физическом воздействии, которое оказывают школьники друг на друга, но и в моральном давлении и унижении. Эта тема и поднимается в статье.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Составила библиограф Давыдова О.А.
24.03.2015
- Белоглазова Е.Н. Комплексно-целевая программа «Подросток» [Текст] / Е.Н. Белглазова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2015. –№2. –С.11-28.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 п. Белореченск Омутнинского района Кировской области находится в лесном посёлке. В данной школе обучается 125 человек. После распада основного предприятия, ухудшилась и социальная ситуация в поселке. Тревожные тенденции потребовали создать систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С этой целью была разработана представленная программа. - Вишнева О.Г. Мастер-класс как форма обучения педагогов [Текст] / О.Г. Вишнева, Е.С. Калиниченко, Н.Н. Тихонравова // Классный руководитель. – 2015. – №2. – С.91-100.
Цель мастера-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы. - Денисенко, Е.Л. Профилактика правонарушений среди подростков посредством социально значимой деятельности [Текст] / Е.Л. Денисенко // Социальная педагогика. – 2013. – №2. – С.52-59.
В статье соц.педагога БОУ ВО «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения», г.Череповец представлены профилактические программы, направленные на формирование альтернативной деятельности молодёжи.
- Программы, направленные на развитие детских, подростковых и молодёжных объединений по интересам
- Программы, направленные на развитие волонтёрского движения
- Программы, направленные на подготовку и проведение акций, фестивалей, конкурсов молодёжи.
- Комплексные программы. - Никулина, Н.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: реализация социально-правовых технологий на территории Белгородской области [Текст] / Н.Н. Никулина // Социальная педагогика. – 2013. – №2. – С.37-48.
Социально-правовые технологии, межведомственное взаимодействие, профилактика противоправного поведения подростков на территории Белгородской области – темы которые поднимаются в статье заместителя председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Натальи Николаевны Никулиной, старшего преподавателя НИУ «БелГУ», кандидата педагогических наук, г. Белгород. - Родных Л.В. Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Текст] / Л.В. Родных // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2015. –№2. –С.28-41.
Социальный педагог Дома детства и юношества, г. Воронежа в своей пояснительной записке к программе пишет о том, что детская безнадзорность и беспризорность – следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции.
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУДОД Дом детства и юношества.
Профилактика суицида
Составила библиотекарь Тимохина Г.П.
31.01.2017
Нормативно-правовые документы
1. Рекомендации по распространению в СМИ информации о случаях самоубийства. Одобрены Общественным советом при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол №1 от 27.06.2016) [Текст] // Образование в документах. – 2016. – № 10. – С.101-106.
Цель подготовки данного документа – снабдить специалистов СМИ рекомендациями по распространению информации о случаях самоубийства, а также предупредить об ошибках, которых следует избегать в сообщениях о самоубийстве.
Книги
2. Депрессии у детей и подростков [Текст] / Н.М. Иовчук, А.А. Северный. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 80 с. – («Дефектология». Библиотека журнала. Вып. 2). – ISBN 5-88527-239-5.
Цель этой книги заключается в ознакомлении прежде всего родителей и педагогов с признаками, позволяющими заподозрить депрессию в детско-подростковом возрасте. Авторы также затрагивают проблему детских самоубийств.
3. Детская психиатрия [Текст] : Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – 1120 с. – (Серия «Национальная медицинская библиотека»). – ISBN 5-94723-523-4.
В настоящем издании, созданном усилиями известных российских специалистов, изложены основные вопросы современной детской психиатрии и психотерапии.
4. Организация профилактики суицидального риска в учреждении образования [Текст] / Авт.-сост. Н.А. Сакович. – Минск: Красико-Принт, 2011. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу). – ISBN 978-985-405-647-0.
Издание содержит основные понятия суицидологии, необходимые для понимания специфики организации работы педагога-психолога; систему профилактики; систему психологической помощи, психологическую диагностику, практические материалы из опыта работы.
5. Психология подростка [Текст]: хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с. - ISBN 5-86825-023-0.
6. Психология подростка. Полное руководство [Текст] / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»). – ISBN 5-93878-087-Х.
Уникальность представленной работы заключается в беспрецедентной широте охвата тем, связанных с проблематикой подросткового возраста. Учебник дает развернутую характеристику психологических особенностей развития подростков, раскрывает закономерности онтогенеза психических процессов и формирования личности подростка, знакомит с арсеналом психолого-педагогических средств диагностики и коррекции проблем подросткового возраста.
7. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-88782-416-6.
Предлагаемое учебное пособие объективно отражает современный мировой уровень развития психологии пубертатного возраста – одного из сложнейших и социально значимых разделов возрастной психологии. Превращение ребенка во взрослого – сложный и драматический процесс, на ход которого влияет огромное количество разнообразных факторов: от генетики и физиологии до политики и экологии.
Публикации в периодических изданиях
8. Александрова, Н.В. Психологическое здоровье школьников: нужны системные решения [Текст] / Н.В. Александрова, В.М. Кадневский, Е.Ю. Дьяченко // Социальная педагогика. – 2013. – №3. – С.111-116.
Подростковый суицид, стигматизация, пограничные психические состояния, психиатрическая помощь вот круг важнейших вопросов освещённых в статье.
9. Веселовацкая, Т.П. Формирование коммуникативной компетентности педагогов [Текст] / Т.П. Веселовацкая, И.Г. Ранавнаут, Е.Ф. Береговая // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. - №6. – С. 66-78.
Для успешного внедрения новшеств, для решения задач, поставленных перед ним в новых условиях, педагог должен обладать профессиональной компетентностью на должном уровне. При этом профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике.
10. Козюлина, А.В. Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5-х классов [Текст] / А.В. Козюлина, М.Б. Маркина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. - №1. – С.53-60.
Переход из младшего звена школы в среднее сопровождается большим количеством изменений в жизни учеников: от социальных, связанных с переменами в учебной среде, до личностных и физиологических, обусловленных началом подросткового периода развития. Опыт показывает: большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни.
11. Костюк, Н.В. Памятка родителям по профилактике детского суицида [Текст] / Н.В. Костюк // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – №6. – С.23-26.
Как распознать суицидальные наклонности у ребенка и каким образом справиться с этой проблемой?
12. Костюк, Н.В. Цикл родительских собраний по предупреждению подросткового суицида [Текст ] / Н.В. Костюк // Работа социального педагога в школе и микрораоне. – 2015. – №5. –С.90-108.
В статье представлен цикл родительских собраний на тему сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников.
13. Костюк, Н.В. Цикл родительских собраний по предупреждению подросткового суицида [Текст ] / Н.В. Костюк // Работа социального педагога в школе и микрораоне. – 2015. – №6. –С.7-26.
В статье представлен цикл родительских собраний на тему сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников.
14. Костюк, Н.В. Цикл родительских собраний по предупреждению подросткового суицида [Текст] / Н.В. Костюк // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2016. – №8. – С.49-68.
За последние 20 лет количество самоубийств в мире возросло в 7 раз. Причем неуклонно растет число случаев ухода из жизни подростков. Проблема детского суицида выявляет широкий спектр воспитательных проблем.
15. Кучер, А.А. Причины и профилактика детско-подростковых суицидов [Текст] / А.А. Кучер //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2013. - № 1. – С.59-64.
Мир захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. По медицинским статистическим данным, это случается буквально каждый месяц. И это притом, что не ведется учет тех, кто остался в живых.
16. Синягина, Н.Ю. Психологическая характеристика детского суицида и его профилактика / Н.Ю. Синягина // Социальная педагогика. – 2013. – №3. – С.117-125.
Проблема суицида в России остаётся актуальной. Растёт число детской - юношеских суицидов.
Суицид, личностно травмирующие ситуации, суицидальная демонстрация, страх, профилактика – темы поднимаемые автором.
17. Соловьева, Д.Ю. Программа групповых практических занятий «Мы выбираем жизнь!» для детей с суицидальным поведением [Текст] / Д.Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. - №4. – С.34-44.
В рамках реализации одной из главных целей общего образования, а именно – создания и поддержания психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, на базе МАОУ СОШ № 31 г. Сыктывкара в 2010 г. разработана программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5-11 классов.
18. Соловьева, Д.Ю. Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5-11 классов [Текст] / Д.Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. - №1. – С.69-80.
Педагогу-психологу приходиться сталкиваться с суицидальными мыслями и желаниями детей разного возраста. Это подводит к осознанию важности анализа отношения ребенка к жизни и смерти, его желания покончить с собой в контексте профилактической и психокоррекционной работы с детьми.
19. Соловьева, Д.Ю. Работа с педагогами и родителями по предупреждению суицидального поведения детей [Текст] / Д.Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. - №6. – С.34-46.
В рамках реализации одной из главных целей общего образования, а именно – создания и поддержания психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, на базе МАОУ СОШ № 31 г. Сыктывкара в 2010 г. разработана программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5-11 классов.
20. Соловьева, Д.Ю. Углубленная диагностика учащихся группы суицидального риска [Текст] / Д.Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. - №2. – С.12-25.
В рамках реализации одной из главных целей общего образования, а именно – создания и поддержания психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, на базе МАОУ СОШ № 31 г. Сыктывкара в 2010 г. разработана программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5-11 классов.
21. Фоминова, А.Н. Развитие социальных и практических навыков детей и подростков [Текст] / А.Н. Фоминова // Социальная педагогика. – 2014. – №4. – С.25-34.
Проблемы преодоления сложных жизненных ситуаций становятся всё более актуальными: об этом говорят статистические данные о зависимом. Суицидном и противоправном поведении подростков и молодёжи, которое, как правило, становится ответом на трудности жизни.
22. Чубаровский, В.В. Не хочу жить [Текст] / В.В. Чубаровский // Директор школы. – 2015. - №3. – С.105-110.
На протяжении последних лет мы все чаще и чаще узнаем о подростковых суицидах. Эту проблему обсуждают правозащитники, юристы, священники, чиновники, но мнения профессионалов-психиатров почему-то можно услышать нечасто. Почему это происходит и как можно помочь тем подросткам, которые не дорожат своей жизнью?
23. Шакурова, М.В. О значении социально-педагогического знания в профессиональной деятельности [Текст] / М.В. Шакурова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2016. – №1. – С.5-8.
В современном обществе многие процессы протекают достаточно динамично: существенные изменения можно проследить в течение нескольких лет, десятилетий. Это наблюдение в определенной степени касается и социально-педагогической работы.
24. Шкуричева, Н. Крик о помощи: профилактика детского суицида [Текст] / Н.Шкуричива // Директор школы. – 2012. – №7. –С.81-88.
Сегодня проблема детских самоубийств, к сожалению, актуальна как для российской школы, так и для наших семей. Мы, взрослые – родители и педагоги, должны знать не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики этого трагического явления.
Службы медиации в различных сферах общества
Составила библиограф ЦИБО Давыдова О.А.
03.04. 2015
- Коновалов А. Медиатор этнических конфликтов [Текст] / А. Коновалов // Директор школы. – 2014. – №1. – С.87-93.
В данной статье разбираются особенности работы службы примирения с межэтническими конфликтами. - Коновалов А. Служба примирения [Текст] / А. Коновалов Директор школы. – 2014. – №3. – С.93-98.
В статье предлагается ряд методических рекомендаций по созданию и поддержке служб примирения. - Коновалов А.Ю. Круги поддержки сообщества как технология урегулирования школьных конфликтов [Текст] / А.Ю. Коновалов // Социальная педагогика. – 2014. – №2. – С.43-49.
Школьные конфликты, школьные службы примирения, переговоры, круги поддержки сообщества, восстановительная медиация – ключевые слова статьи. - Кузовкова Ю.А. Мирись, мирись и больше не дерись [Текст] / Ю.А. Кузовкова // Социальная педагогика. – 2013. – №1. – С.49-59.
В статье рассматриваются методы ко - медиаторского взаимодействия.
Службы медиации
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. №1430-р г. Москва
Формирование безопасной среды в образовательном учреждении
Составила библиограф ЦИБО Давыдова О.А.
30.03.2015
- Дробот А.Н. Социальное становление личности в условиях образовательного учреждения [Текст] / А.Н. Дробот // Социальная педагогика. – 2014. – №4. – С.51-60.
Некоторые из приведённых в статье способов работы могут показаться совсем не новыми. Однако говорить об успешной системе воспитания приходится не часто. Они скорее относятся к числу составляющих основу воспитания в школе. - Ковров, В.В. Психологическая безопасность образовательной среды: телефон доверия [Текст] / Социальная педагогика. – 2014. – №3. – С.30-37.
Развитие системы образования осуществляется в соответствии с главной государственной стратегической целью – обеспечением его доступности, качества и эффективности при условии организации психологически безопасной и психологически комфортной среды для учащихся. - Мазниченко, М.А. Педагогические средства комплексной профилактики социальных зависимостей подростков [Текст] / М.А. Мазниченко // Социальная педагогика. – 2013. – №1. – С.60-69.
В статье предлагаются инновационные методики применения некоторых уже используемых в педагогической практике форм и методов, а также с инновационными формами и методиками комплексной профилактики социальных зависимостей. - Ямбург Е.А. Психолого-медико педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий [Текст] / Е.А.Ямбург // // Социальная педагогика. – 2013. – №6. – С.13-23.
Для оптимального развития ребёнка необходимо соответствие средств, методов, условий воспитания и обучения состоянию морфологической зрелости физических систем, лежащих в основе психических функций. Специалисты, участвующие в сопровождении, должны постоянно об этом думать, чтобы требования к ребёнку соответствовали его возможностям.
Профилактика правонарушений. Реализация ювенальных технологий в образовании
Составила Чиркун О.В.
- Авторский диск (Назарова И.Г., Чиркун О.В.): Формат CD, №198 «Новая школа – школа гражданского и правового становления» / Материалы регионального конкурса программ среди образовательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] – Ярославль, ДО ЯО ЯРИМЦ. – 2011
- Болелова А.Г. Быть частью хорошего: современные технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних. Научно-методическое пособие / Под.реда. Е.Г. Артамоновой.- М.: АНО «ЦНПРО», 2015. – 168 с.
- Болотова Е.Л. Права ребенка в школе (серия «Правовой статус обучающегося общеобразовательного учреждения») [Текст]. – 2-е издание. – М.: Арсенал образования, 2011. – 92 с.
- Взаимодействие семьи, школы, психологических служб и других учреждений системы профилактики по предупреждению девиантного поведения и правонарушений в подростково-молодежной среде [Текст]: по материалам научно-практической конференции. – Ярославль: МУ «ЦИОМСИ», 2008. – 110 с.
- Есикова Т.В. Правопослушное поведение детей как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – № 5-3 (том 12). – стр. 686 – 688
- Интересы и потребности современных детей и подростков [Текст] / Б.З. Вульфов [и др.]. – СПб.: Каро, 2007. – 144 с.
- Минияров В. М. Программа психологического сопровождения образовательного учреждения: предупреждение и интерес к социальному и правовому воспитанию [Текст] // Научный вестник Волгоградкого государственного университета. – 2010. – № 3 (том 2). – 124 – 127 с.
- Никулина, Н.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: реализация социально-правовых технологий на территории Белгородской области [Текст] / Н.Н. Никулина // Социальная педагогика. – 2013. – №2. – С.37-48.
- Становление служб медиации в Ярославской области (из опыта работы образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав) [Текст] / сборник материалов под ред. О.Л. Кашиной, И.Г. Назаровой, И.Е. Шишаковой. – Ярославль:ООО «Макс – Принт, 2015. – 108 с.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: Подходы и проблемы [Текст] / под ред. проф. И.А.Зимней. – 2-е издание, доп. и пер. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. – 260 с.
Информационные ресурсы:
- «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» - URL: http://президент.рф/news/15530
- Объединение педагогических изданий «Первое сентября». – URL: http://www.1september.ru
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – URL: http://mon.gov.ru
- Фестиваль педагогических идей. – URL: http://festival.1september.ru
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ярославской области http://www.yarregion.ru/depts/comchilds/default.aspx
- Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» – URL: www.openclass.ru.
- Страница сайта Регионального ресурсного центра «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» – URL: http://www.iro.yar.ru/index.php?id=456