Отчет по итогам круглого стола "Проблемы обучения и развития кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей в современных условиях"
КДиНФО ГОАУ ЯО ИРО совместно с департаментом образования ЯО и ГУ ЯО ЦОиККО 18 ноября 2014 года провели круглый стол по обсуждению проблем обучения и развития кадров сферы дополнительного образования детей в современных условиях.
Круглый стол проводился с целью обсуждения и формирования социального заказа от кадров и руководителей сферы дополнительного образования детей кафедре дополнительного и неформального образования ГОАУ ЯО ИРО.
В круглом столе приняли участие 55 представителей, работающих в сфере дополнительного образования Ярославской области, среди них: директора, заместители директоров, методисты, заведующие отделами, педагоги-организаторы учреждений дополнительного образования детей, а также ведущие специалисты отделов образования муниципальных районов.
География участников: Ярославль, Гаврилов-Ям, Ростов, Рыбинск, Тутаев, Переславль-Залесский, а также Первомайский, Большесельский, Рыбинский, Ростовский и Некрасовский муниципальные районы.
Требования современной образовательной политики к обучению и развитию кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей представили:
- Золотарёва Ангелина Викторовна, ректор ГОАУ ЯО ИРО;
- Костыгова Елена Алексеевна, ведущий специалист отдела развития общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области;
- Федина Наталья Петровна, главный специалист отдела аттестации педагогических работников образования ГУ ЯО ЦОиККО.
Сотрудники кафедры дополнительного и неформального образования (КДиНФО) ГОАУ ЯО ИРО представили результаты изучения социального заказа на содержание курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Среди них:
- заказ руководителей УДОД на профессиональную подготовку методистов;
- заказ педагогов УДОД на обучение у педагогов-практиков, готовых делиться профессиональными секретами;
- заказ на включение в образовательный процесс дистанционных технологий и др.
Работа круглого стола проходила через обсуждение и описание «проблемного поля» развития кадрового потенциала в системе дополнительного образования по 4 группам.
В результате выделены следующие проблемы:
- в использовании внешних образовательных ресурсов обучения и развития кадров сферы дополнительного образования детей:
- отсутствие обучающих образовательных организаций по современным образовательным технологиям и направлениям;
- отсутствие единой базы дополнительных общеобразовательных программ;
- отсутствие у педагогов ИКТ-компетенций;
- отсутствие внутрисетевого обмена опытом;
- отсутствие профильного обучения;
- огромный неструктурированный поток информации о использовании внешних образовательных ресурсов;
- проблемы внутрифирменного обучения
- низкий интерес педагогов к общим вопросам дополнительного образования;
- нехватка компетентных методистов;
- трудности обучения в многопрофильных учреждениях;
- большой процент совместительства;
- трудности общения и взаимопонимания молодых и опытных педагогов.
Вместе с этим, участниками круглого стола выделены сильные стороны существующей системы повышения квалификации в Ярославском регионе:
- использование потенциала ресурсных центров (ИРО, ЯГПУ, ЦДЮ и др.);
- организация сетевых сообществ педагогов сферы дополнительного образования;
- включение в дополнительные профессиональные программы инвариантного и вариативного модулей;
- использование модульных программ обучения и др.
Участниками круглого стола были внесены предложения в «идеальную модель» повышения квалификации педагогов сферы дополнительного образования:
- включение в дополнительные профессиональные программы модулей по социологии и маркетингу;
- делать акцент на профильность обучения, используя принцип вариативности и диалогичности;
- подготовка тьюторов;
- использование различных позиций в обучении (наставник, эксперт и др.);
- применение непрерывности обучения с разработкой индивидуальных программ профессионального развития;
- обучение технологиям аналитической деятельности;
- акцент на практикоориентированность дополнительных профессиональных программ и др.
По результатам работы групп было выработано общее предложение: разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки кадров сферы дополнительного образования детей с учетом замечаний и пожеланий участников круглого стола.