Отчет по итогам круглого стола "Проблемы обучения и развития кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей в современных условиях"

КДиНФО ГОАУ ЯО ИРО совместно с департаментом образования ЯО и ГУ ЯО ЦОиККО 18 ноября 2014 года провели круглый стол по обсуждению проблем обучения и развития кадров сферы дополнительного образования детей в современных условиях.

Круглый стол проводился с целью обсуждения и формирования социального заказа от кадров и руководителей сферы дополнительного образования детей кафедре дополнительного и неформального образования ГОАУ ЯО ИРО.

В круглом столе приняли участие 55 представителей, работающих в сфере дополнительного образования Ярославской области, среди них: директора, заместители директоров, методисты, заведующие отделами, педагоги-организаторы учреждений дополнительного образования детей, а также ведущие специалисты отделов образования муниципальных районов.

География участников: Ярославль, Гаврилов-Ям, Ростов, Рыбинск, Тутаев, Переславль-Залесский, а также Первомайский, Большесельский, Рыбинский, Ростовский и Некрасовский муниципальные районы.

.

Требования современной образовательной политики к обучению и развитию кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей представили:

  • Золотарёва Ангелина Викторовна, ректор ГОАУ ЯО ИРО;
  • Костыгова Елена Алексеевна, ведущий специалист отдела развития общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области;
  • Федина Наталья Петровна, главный специалист отдела аттестации педагогических работников образования ГУ ЯО ЦОиККО.

Сотрудники кафедры дополнительного и неформального образования (КДиНФО) ГОАУ ЯО ИРО представили результаты изучения социального заказа на содержание курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Среди них:

  • заказ руководителей УДОД на профессиональную подготовку методистов;
  • заказ педагогов УДОД на обучение у педагогов-практиков, готовых делиться профессиональными секретами;
  • заказ на включение в образовательный процесс дистанционных технологий и др.

Работа круглого стола проходила через обсуждение и описание «проблемного поля» развития кадрового потенциала в системе дополнительного образования по 4 группам.

В результате выделены следующие проблемы:

  1. в использовании внешних образовательных ресурсов обучения и развития кадров сферы дополнительного образования детей:

    • отсутствие обучающих образовательных организаций по современным образовательным технологиям и направлениям;
    • отсутствие единой базы дополнительных общеобразовательных программ;
    • отсутствие у педагогов ИКТ-компетенций;
    • отсутствие внутрисетевого обмена опытом;
    • отсутствие профильного обучения;
    • огромный неструктурированный поток информации о использовании внешних образовательных ресурсов;

  2. проблемы внутрифирменного обучения

    • низкий интерес педагогов к общим вопросам дополнительного образования;
    • нехватка компетентных методистов;
    • трудности обучения в многопрофильных учреждениях;
    • большой процент совместительства;
    • трудности общения и взаимопонимания молодых и опытных педагогов.

Вместе с этим, участниками круглого стола выделены сильные стороны существующей системы повышения квалификации в Ярославском регионе:

  • использование потенциала ресурсных центров (ИРО, ЯГПУ, ЦДЮ и др.);
  • организация сетевых сообществ педагогов сферы дополнительного образования;
  • включение в дополнительные профессиональные программы инвариантного и вариативного модулей;
  • использование модульных программ обучения и др.

Участниками круглого стола были внесены предложения в «идеальную модель» повышения квалификации педагогов сферы дополнительного образования:

  • включение в дополнительные профессиональные программы модулей по социологии и маркетингу;
  • делать акцент на профильность обучения, используя принцип вариативности и диалогичности;
  • подготовка тьюторов;
  • использование различных позиций в обучении (наставник, эксперт и др.);
  • применение непрерывности обучения с разработкой индивидуальных программ профессионального развития;
  • обучение технологиям аналитической деятельности;
  • акцент на практикоориентированность дополнительных профессиональных программ и др.

По результатам работы групп было выработано общее предложение: разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки кадров сферы дополнительного образования детей с учетом замечаний и пожеланий участников круглого стола.

.
.