Региональный ресурсный центр по направлению
«Введение и реализация ФГОС общего образования»

Методические письма о преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Методические рекомендации к праздникам и памятным датам

 

ГОАУ ЯО ИРО подготовлены и выпущены учебно-методические пособия, методические рекомендации, сборники информационно-методических материалов:


  1. Реализация междисциплинарных программ на уроках русского языка (из опыта работы МОУ СОШ № 87 г. Ярославль): учебно-методическое пособие / Н. В. Киселева. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 68 с.
    В методических рекомендациях представлены материалы семинара «Реализация междисциплинарных программ на уроках русского языка», проведенного на базе МОУ СОШ № 87 г. Ярославля – пилотной площадки по внедрению ФГОС, раскрывающие методы и приёмы формирования планируемых результатов освоения таких междисциплинарных программ, как «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом». Освещается практический опыт учителей русского языка по реализации междисциплинарных программ – приведены конспекты уроков и их анализ.
    В приложениях представлены планируемые результаты освоения четырех междисциплинарных программ «Формирование УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».
    Пособие предназначено для преподавателей русского языка.
  2. Хомутова Л. Н. Разработка рабочей программы по учебному предмету «География» в соответствии с требованиями ФГОС ООО: методические рекомендации / Л. Н. Хомутова. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 64 с.
    Методические рекомендации состоят из трех разделов. В первом разделе дается характеристика Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) как инструмента организации деятельности субъектов образовательной системы. Во втором – предложено описание основных нормативно-методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Третий раздел содержит методические рекомендации по написанию рабочей программы по учебному предмету «География», дается характеристика каждого структурного элемента рабочей программы, предложены образцы их написания. В раздел «Приложения» включены выдержки из нормативных и методических материалов, используемых для написания рабочей программы. В издание также включены вопросы и задания, позволяющие организовать самостоятельную работу с методическими рекомендациями.
    Пособие адресовано учителям географии, заместителям директоров, студентам педагогических университетов.
  3. Календарь памятных литературных дат и событий на 2015 год: в помощь учителю: информ.-метод. материалы / под общ. ред. Н. В. Лукьянчиковой; автор-составитель: М. А. Соловьёва – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 40 с.
    В данное пособие, выполненное в формате календаря, включены юбилейные, «круглые», памятные даты жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных прозаиков, поэтов, книгоиздателей, в том числе нашего региона. Пособие призвано помочь учителю в организации урочной и внеурочной деятельности по литературе и другим учебным предметам, в частности по литературному краеведению.
    Предназначено для учителей литературы и русского языка, других дисциплин, студентов-филологов, для всех, кто интересуется литературной жизнью России и зарубежья, в том числе и Ярославского края.
    Предлагаемый «Календарь памятных литературных дат и событий на 2015 год: в помощь учителю» не претендует на полноту отражения всех юбилейных и памятных дат 2015 года.
  4. Панова Е. А. Художественные традиции Ярославского края : учебно-методич. пособие / авт. Е. А. Панова. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 84 с., ил.
    В учебно-методическом пособии на региональном материале раскрываются особенности реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства, организации художественно-эстетического творчества во внеурочной деятельности и дополнительном образовании детей. Содержание пособия ориентировано на изучение художественных традиций в графике, живописи, театральном, анимационном искусстве и кино, в декоративно-прикладном творчестве и народных промыслах Ярославского края. Краеведческий материал, представленный в пособии, можно использовать для разработки рабочих программ, проведения внеурочной деятельности и предпрофильных элективных курсов.
    Пособие предназначено для методистов, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования, организаторов курсов повышения квалификации и переподготовки.
    С материалами данных пособий можно ознакомиться в муниципальных методических службах, библиотеке ГОАУ ЯО ИРО (32-16-52), а также приобрести в редакционно-издательском отделе ИРО (21-94-25).
  5. Бородкина, Н. В., Тихомирова, О. В. Формирующее оценивание в школе: учебное пособие. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 100 с.
    Данное пособие включает в себя программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального и основного образования по программе повышения квалификации «Формирующее оценивание в школе».
    Материалы учебного пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по педагогическим специальностям.
  6. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи на уроках русского языка в основной школе: методические рекомендации / сост. Н. В. Киселева. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 56 с.
    В учебно-методическом пособии представлены разнообразные задания по русскому языку. Они систематизированы в соответствии с установленными классами учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Каждая группа задач сопровождается методическими рекомендациями.
    Пособие «Учебно-познавательные и учебно-практические задачи на уроках русского языка в основной школе» предназначены для педагогов образовательных организаций, студентов педагогических вузов.
  7. Харитонова Л. А., Страхова Н. В., Панова Е. А. «Над гранитной плитой вечный свет негасим…». Урок Памяти, посвященный Победе в Великой Отечественной войне: методические рекомендации / авт. Л. А. Харитонова, Н. В. Страхова, Е. А. Панова. – Электронный ресурс – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 48 с.
    Методическое пособие предназначено для проведения в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Урока Памяти, посвященного Победе в Великой Отечественной войне. В пособии представлены уроки, классные часы, литературно-музыкальная композиция, разработанные для учителей начальной, основной и старшей школы с учетом требований ФГОС, интеллектуального и возрастного развития обучающихся. Данные разработки могут использоваться на уроках гуманитарного цикла (ОРКСЭ, ИЗО, история, обществознание, МХК, литература), классных часах, общешкольных мероприятиях. Целью проводимых мероприятий является развитие социальной (исторической, культурной, политической) памяти поколений как фактора формирования национально-гражданской идентичности, воспитание чувства патриотизма, гражданского самосознания, любви к Родине, чувства гордости за свой народ и свою страну
  8. Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 12-13 декабря 2013 г. В 5 книгах: математика, физика, химия, биология, технология / составители: С. М. Головлева, Е. А. Козлова, Т. В. Немцева, А. В. Пешкова, Е. Е. Цамуталина, Т. А. Яковлева. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014.
    Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла» посвящены проблемам выбора УМК по предметам ЕМЦ, в том числе по математике, физике, химии, биологии, технологии. В ситуации обилия всевозможных УМК учитель испытывает определенные трудности, так как при выборе учебника необходимо учитывать возможности материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательной организации, а также запросы всех участников образовательного процесса и утверждённую основную образовательную программу основного общего образования образовательной организации.
  9. Киселева Н. В. Проектирование рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»: учебно-методическое пособие – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 72 с.
    Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. В первой части представлены основные нормативно-методические материалы, обеспечивающие введение ФГОС ООО. Во второй части даны методические рекомендации по написанию рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», охарактеризован каждый структурный элемент рабочей программы, приведены их варианты. В приложение включены выдержки из нормативных и методических материалов, отражающие содержание учебного предмета «Русский язык» и планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» на ступени начального и основного общего образования.
    Пособие адресовано учителям русского языка, заместителям директоров, студентам педагогических университетов.
  10. Соловьёва М. А. Литературное краеведение: учебно-методическое пособие / М. А. Соловьёва. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 218 с.
    Пособие подготовлено в рамках регионального проекта «Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области», реализуемого на кафедре гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования».
    В пособии рассматривается литературное краеведение как аспект гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания. Представленная литературная карта Ярославского края обеспечивает возможность обращения к истории и культуре малой родины на уроках и во внеурочное время, а в рамках требований ФГОС даёт ориентиры для образовательных экскурсий, в частности – по литературному краеведению.
    Предназначено для учителей литературы, педагогов, методистов, руководителей ОУ, преподавателей СПО и ВПО, работников сферы туризма; для всех, кто интересуется литературной жизнью Ярославского края.
  11. Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Коточигова Е.В. ФГОС НОО: особенности организации учебной деятельности: учебно-методическое пособие. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 92 с.
    Данное пособие содержит программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального образования по дополнительной профессиональной образовательной программе «ФГОС НОО: особенности организации учебной деятельности».
    Материалы пособия могут быть полезны учителям начальной школы, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим по специальностям.
  12. Программы внеурочной художественно-эстетической и изобразительной деятельности: учебно-методическое пособие / Е.А. Панова и др.; под. общ. ред. Е.А. Пановой – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014 – 80 с.
    Программы внеурочной деятельности разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и содержат материал по организации художественно-эстетической и изобразительной деятельности школьников в рамках общекультурного направления. В пособие вошли программы внеурочной деятельности для начального и основного уровней обучения, включающие в себя цели, задачи, содержание, тематическое планирование, результаты реализации программ, материалы к занятиям, список рекомендуемой литературы. Программы адресуются учителям ИЗО, методистам, директорам школ и их заместителям.
  13. Тихомирова О. В. и др. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС: учебное пособие/ О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Я. С. Соловьев. Под общ. ред. О. В. Тихомировой. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 222 с.
    Данное пособие представляет собой учебные материалы, предназначенные для обучения педагогов дошкольного и начального образования по дополнительной профессиональной образовательной программе «Проектно-исследовательская деятельность как инструмент реализации ФГОС ДО и НОО» (авторы программы – Коточигова Е. В., Тихомирова О. В., Бородкина Н. В.). В пособии представлены информационно-методические материалы и задания по освоению каждой темы. Учебник дополнен рабочей тетрадью для выполнения заданий и осуществления рефлексии учебной деятельности в условиях повышения квалификации.
    Содержание пособия позволяет использовать его как информационный ресурс при написании работ теоретического и прикладного характера. Выполнение предлагаемых заданий и вопросов является средством подготовки к практическим занятиям, семинарам, а так же к непосредственной педагогической деятельности, связанной с организацией проектно-исследовательской деятельности детей. Материалы учебника могут быть полезны студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.
  14. Кувакина Е.В., Новикова Н.Н., ПО ActivInspire и система интерактивного тестирования ActivExpression 2: учебно-методическое пособие. Часть 2. Дополнительные возможности ПО ActivInspire. Часть 3. Подготовка учителей в области интерактивных средств обучения. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014, - 72 с. + DVD диск
    Данное учебно-методическое пособие предназначено для тьюторов в области интерактивных средств обучения, учителей и студентов учреждений высшего профессионального образования, которые используют или планируют использовать интерактивную доску ActivBoard c ПО ActivInspire и систему интерактивного тестирования ActivExpression 2 в своей профессиональной деятельности.
    В пособии рассматриваются дополнительные возможности работы с ПО ActivInspire и системой интерактивного тестирования ActivExpression 2, а также представлен материал для подготовки учителей-предметников по освоению работы с интерактивным оборудованием.
    К пособию прилагается компакт-диск с электронными материалами, которые конкретизируют и дополняют материалы печатного пособия
  15. Кувакина Е. В., Новикова Н. Н., Интерактивная доска ActivBoard. ПО ActivInspire и система интерактивного тестирования : практическое пособие. Часть 1. Основы работы. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 72 с.
    Разработанное практическое пособие предназначено для тьюторов в области интерактивных средств обучения, но будет полезно и всем тем учителям, которые используют или планируют использовать интерактивную доску ActivBoard c ПО ActivInspire (Версия 1.6) и систему интерактивного тестирования с использованием устройств голосования ActivExpression 2 в своей профессиональной деятельности.
    К пособию прилагается компакт-диск с электронными материалами, примерами заданий, реализованных с помощью различных инструментов и функций интерактивной доски и системы тестирования, которые конкретизируют и дополняют материалы печатного пособия.
  16. Региональный конкурс  «Интерактивные средства обучения в образовательном процессе» (основная школа). Под общей редакцией: Кувакиной Е.В., Новиковой Н.Н., Смирновой А.Н. Ярославская область: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: Информационно-методический сборник, 2014 год, Выпуск  288 (Формат DVD)
  17. Методические письма «О преподавании учебных предметов  в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2014-2015 уч. г.»