20-21 апреля 2023 в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского состоялись секционные заседания 77-й международной научной конференции «Чтения Ушинского», проводимые при поддержке Министерством просвещения Российской Федерации. Работа конференции в этом году была приурочена к 200-летию со Дня рождения великого педагога-новатора К.Д. Ушинского и Году педагога и наставника.
Мария Вячеславовна Баранова, старший методист центра информационных технологий ГАУ ДПО ЯО ИРО, приняла участие в работе секции «Современная детская книга: издательские стратегии и актуальные читательские практики» с докладом «Образ учителя в советской литературе». На основе обзора известных произведений данного периода Мария Вячеславовна выдели три учительских типа: Учитель-созидатель, Учитель-крёстный и Учитель-наставник, и сделала вывод о том, что отношения учителя с учениками в советской литературе строятся на искренности, доверии, взаимоуважении. Во всех произведениях советского периода на первый план выходят нравственные ценности, перед нами мудрый человек, способный пожертвовать своими принципами ради других. Часто это увлеченный своим делом человек, он добр и прекрасен, и даже если сначала не всё складывается хорошо, в конце концов, именно в учителе – значимом взрослом – ребёнок находит понимание и поддержку.
Расположить учеников учителю помогут приветливое лицо и улыбка. Хороший учитель является примером для подражания. Авторы, создавая образы героев-учителей, обращают внимание не только на их манеру общения, внешний вид, оценки ребят, но также на методы работы с детьми. Почти всегда ребята симпатизируют и любят учителей творческих, не боящихся экспериментировать и любящих свободу мысли и честных. Уроки с такими учителями будят воображение, творческую энергию, познавательную активность.
Также старший методист напомнила о двуадресности этой литературы и о необходимости рекомендовать её к прочтению студентам, которые планируют связать свою жизнь с школой, желающих понять, каков он – идеальный учитель и должен ли он быть идеальным ... А учитель – прежде всего человек, он совсем неидеален, совершает ошибки, несмотря на самые благие намерения.
Руководителем секции выступила профессор Л.В. Ухова.
К обсуждению было представлено 8 докладов:
- заведующая кафедрой журналистики и медиакоммуникаций ЯГПУ Наталия Васильевна Аниськина рассматривала образ учителя в современной подростковой литературе с точки зрения лингвоаксиологического аспекта,
- старший методист Информационного центра ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» Мария Вячеславовна Баранова представила образ учителя в советской литературе,
- декан факультета русской филологии и культуры ЯГПУ Жанна Константиновна Гапонова проанализировала образ учителя переходной эпохи в современной литературе для подростков,
- старший методист ЦНППМ ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» Любовь Алексеевна Гусева на материале романа Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика» оценила возможности книги глазами учителя,
- старший преподаватель кафедры культурологии ЯГПУ Елена Викторовна Никкарева сопоставила образы учителей-словесников в современной драматургии для подростков,
- доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций ЯГПУ М.Г. Пономарева детерминировала пограничность образа учительницы немецкого языка в романе Ю. Линде «Улица Ручей»,
- руководитель ярославского Центра регионального литературоведения ЯГПУ Oльга Николаевна Скибинская познакомила с творчеством ярославских художников-иллюстраторов начала XXI века,
- руководитель НПП «Русский логос» Лариса Владимировна Ухова поделилась опытом создания просветительских медиапроектов, посвященных личности и творчеству великого педагога-новатора К.Д. Ушинского.
Каждый доклад сопровождался дискуссией, что, несомненно, свидетельствует об актуальности и перспективности затронутых в ходе конференции тем.