В рамках актуальных вопросов развития региональной системы образования и информационно-методической поддержки сообщества школьных библиотекарей Ярославской области 20 апреля 2022 года Центр информационных технологий провёл региональный семинар «Культурно-просветительская деятельность современной школьной библиотеки» в формате творческой мастерской современного школьного библиотекаря. Семинар вела Баранова Мария Вячеславовна, старший методист Центра информационных технологий ГАУ ДПО ЯО ИРО.
В результате семинара участники актуализировали знания по индивидуальной, групповой и массовой работе библиотеки образовательной организации со школьниками в соответствии с ФГОС, способам работы с читателями, познакомились с различными формами популяризации культуры и истории в целях сопровождения библиотекой учебно-воспитательного процесса учащихся. Участники получили интересную и полезную информацию о разнообразном спектре творческих форм деятельности современной школьной библиотеки по направлению культурно-просветительской работы. На семинаре были представлены практики школьных библиотекарей из 4 муниципальных районов Ярославской области.
Ольга Николаевна Лопатина, зав. библиотекой МОУ СШ №10, г. Рыбинск, поделилась своим творческим подходом к проведению, казалось бы, классического формата – библиотечных уроков: «Создавая настроение, творим и узнаем», которые трансформировались под новые условия образования. Коллеги подчеркнули, что интегрированные уроки всегда интересны детям, отметили работу со стендовым пространством школы (в рекреациях) как способ продвижения чтения, наглядной поддержки библиоуроков и формирования функциональной грамотности.
Надежда Петровна Одинцова, зав. библиотекой МОУ СШ №7 имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Тутаев, рассказала о постоянно действующем проекте информационно-библиотечного центра школы «Создание развивающей образовательной среды средствами театральной педагогики на примере реализации проекта «Снежная королева»». Школьный театр создаёт спектакль как значимое событие для максимально возможного количества вовлеченных в него участников (проектная деятельность по работе над декорациями, костюмами, афишами, самим спектаклем с режиссурой и актёрским мастерством, включая интерактивные формы нового прочтения текста). Поэтому и сам театр как вид синтетического искусства, и системно-деятельностный подход в творчестве школьного коллектива способствуют культурно-просветительскому развитию всех участников.
Валентина Геннадьевна Новожилова, зав. библиотекой МОУ СШ №9, г. Переславль-Залесский, провела для участников семинара виртуальную экскурсию «История Переславля-Залесского в истории России», представляющую собой эффективную форму культурно-просветительской деятельности школьной библиотеки. Образовательное значение подобного мероприятия сложно переоценить. Благодаря такой форме решаются сразу несколько задач воспитания – духовно-нравственного, патриотического и эстетического. Слушатели подчеркнули разнообразие представленного материала, его познавательность, увлекательную подачу, прекрасные знания предмета спикера. Также коллеги единодушно выразили желание съездить в Переславль Залесский, а автору – создавать методическую разработку по теме.
Светлана Львовна Бученкова, зав. библиотекой МОУ Большесельская СШ, Большесельский МР, познакомила слушателей семинара с Арт-проектом «Полка увлечений». «Полка увлечений» – это цикл выставок коллекций или поделок читателей школьной библиотеки, который является одновременно зоной удивления и творчества/ сотворчества ребят. Следуя правилам классической технологии традиционной выставки, автор вместе с детьми создаёт нетрадиционные творческие интерактивные выставки как форму культурно-просветительского проекта. Коллеги отметили оригинальность идеи, которая в материально-техническом плане практически не затратна, но очень эффективна. Участники подчеркнули ценность сопровождения выставок профильной литературой по теме, оригинальность названий выставок и коллекций ребят. Многие решили взять себе на заметку данную практику.
В целом на семинаре были обозначены задачи становления профессиональной готовности сотрудников школьных библиотек к подобной деятельности в целях духовно-нравственного, эстетического и эмоционального развития учащихся. Были выделены основные компетенции школьного библиотекаря для эффективной работы в направлении культурно-просветительской работы. Каждый выбирает формы работы по личным предпочтениям и, вкладывая свою заинтересованность, увлечённость, эмоциональность и творческий подход, получит гарантированный отклик у ребят.
В семинаре приняли участие 73 слушателя и выступающих из 13 муниципальных районов ЯО, из них:
- Большесельский МР – 2
- Даниловский МР – 2
- Мышкинский МР – 2
- Некоузский МР – 1
- Переславский МР – 5
- Пошехонский МР – 3
- Ростовский МР – 4
- Рыбинск – 21
- Рыбинский МР – 1
- Тутаевский МР – 3
- Угличский МР – 4
- Ярославль – 22
- Ярославский МР – 3
Также в семинаре приняли участие 11 представителей из 10 регионов РФ (из Брянской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Свердловской, Тульской (2) и Челябинской областей, Краснодарского края и республики Коми).
Ссылка на просмотр записи семинара:
1 часть https://disk.yandex.ru/i/JjhiDAdSy23D8Q
2 часть https://disk.yandex.ru/i/wpWZuVAKQR1Nug
Презентационные материалы:
Формы и виды культурно-просветительской деятельности совеременной ШБ, Баранова М.В.
Создавая настроение, творим и узнаем, Лопатина О.Н.
Создание развивающей образовательной среды средствами театральной педагогики, Одинцова Н.П.
История Переславля в истории России, Новожилова В.Г.
Арт-проект «Полка увлечений», Бученкова С.Л., Тихомирова Н.А.