Региональное учебно-методическое объединение (РУМО) по общему образованию

Заседание регионального учебно-методического объединения
по общему образованию

28 мая 2019 года состоялось заседание регионального учебно-методического объединения по общему образованию, на котором были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Обсуждение Проектов Федеральных государственных образовательных стандартов.
  2. О результатах исследования состояния муниципальных методических служб Ярославской области.
  3. О результатах конкурсного движения в Ярославской области в 2018-2019 гг.

Заседание РУМО проводилось под председательством ректора Ангелины Викторовны Золотаревой.

В работе заседания приняла участие Ирина Валентиновна Лобода, директор департамента образования Ярославской области.

Присутствовало 46 человек: члены РУМО, руководители муниципальных органов управления образованием, руководители и специалисты муниципальных методических служб, специалисты института развития образования.

В ходе заседания состоялось обсуждение Проектов Федеральных государственных образовательных стандартов.

Смирнова Алевтина Николаевна, проректор ГАУ ДПО ЯО ИРО, к.п.н., сообщила, что проекты Федеральных государственных образовательных стандартов педагогами Ярославской области обсуждались активно (презентация). В этой работе приняли участие более 3900 (39,5%) педагогов. Обсуждение было организовано в разных формах: на заседаниях ММО с руководителями ШМО, на семинарах, методактивах, творческих группах, школьных методических и педагогических советах, методической ассамблее руководителей ОО. Муниципальными методическими службам было организовано обсуждение стандартов на сайте Преобразование https://www.preobra.ru.

 

Наиболее активно принимали участие в обсуждении стандартов и оформили замечания и предложения к стандартам педагоги г. Рыбинска, Тутаевского МР, г. Переславля-Залесского, Ростовского МР, Любимского МР, Брейтовского и Ярославского МР.

Профессиональным сообществом педагогов высказаны предложения по внесению изменений в проекты стандартов. Специалисты ГАУ ДПО ЯО ИРО, сопровождающие региональные методические объединения, озвучили результаты обсуждения стандартов на заседаниях РМО (Тихомирова О.В., Киселева Н.В., Томчук С.А., Урывчикова Н.В., Головлева С.М.).

В обсуждении проектов ФГОС приняли участие специалисты департамента образования Ярославской области.

  

Директор департамента И.В. Лобода отметила, что стандарт - основополагающий документ, от которого разрабатываются нормативная, учебно-методическая и другая документация. Поэтому, на этапе обсуждения документа необходимо активно участвовать в этой работе, вносить коррективы и замечания, устранять противоречия и неточности.

О построении единого методического пространства региона как одного из условий повышения профессионального мастерства педагогов выступила Ангелина Викторовна Золотарева, ректор ГАУ ДПО ЯО ИРО, д.п.н., профессор. Она представила модель единого методического пространства региона как интеграцию методических служб регионального, муниципального и институционального уровней, а также ресурсных центров, профессиональных объединений (советов, сообществ, ассоциаций), которую необходимо создать, для концентрации актуальных ресурсов и эффективных практик региональной системы образования. Проинформировала участников РУМО о задании департамента образования по разработке моделей муниципальных методических служб и о первых шагах этой работы (презентация).

Результаты исследования состояния муниципальных методических служб Ярославской области представили Полищук Светлана Михайловна, руководитель Центра развития инновационной инфраструктуры и Алферова Анна Борисовна, старший методист Центра (презентация).

Для изучения состояния муниципальных методических служб (организации методической деятельности) Ярославской области и определения перспектив их развития в 2018-2019 гг. ЦРИИ проведено исследование их ресурсного состояния по следующим критериям:

  1. Число сопровождаемых учителей на 1 специалиста, занимающегося методической деятельностью
  2. Наличие в МО методических объединений по 18 предметам школьного цикла
  3. Процент школ, показывающих низкие образовательные результаты
  4. Процент школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях
  5. Процент малочисленных с точки зрения педагогического состава школ (педагогический состав не более 7 учителей)
  6. Процент базовых площадок ИРО
  7. Процент региональных инновационных площадок
  8. Процент учителей, прошедших курсы повышения квалификации и/или профессиональную переподготовку в ГАУ ДПО ЯО ИРО
  9. Процент учителей - участников муниципальных конкурсов профессионального мастерства
  10. Процент учителей - участников конкурса "Учитель года России" на муниципальном уровне
  11. Наличие сайта методической службы
  12. Наличие банка актуального педагогического опыта

Все методические службы были разделены на 4 кластера, в основание кластеризации положена структура субъекта, непосредственно координирующего и организующего методическую работу в муниципальной системе образования.

В результате исследования были выделены 4 муниципальных района, по одному из каждого кластера. Основание для выделения явились 3 критерия: ресурсное обеспечение, контекстные факторы, готовность (мотивация) к развитию методической службы. Предложено продолжить работу с муниципальными районами Мышкинский, Ростовский, Гаврилов-Ямский, Даниловский по построению программы развития муниципальной методической службы через ряд мероприятий:

  • проведение серии фокус-групповых и индивидуальных интервью о необходимости создания и/или развития муниципальной методической службы в целевых МО ЯО;
  • анализ нормативных документов по организации методической работы в целевых МО;
  • выработка предложений по модернизации методических служб в муниципальных образованиях ЯО;
  • разработка проектов модернизации (создания) методической службы в целевых МО ЯО.

Руководители органов управления образования (Даниловского МР – Головяшкин Владимир Борисович, Мышкинского МР – Морозова Галина Николаевна,  Ростовского МР – Груданова Лариса Владимировна, Гаврилов-Ямского МР – Романюк Андрей Юрьевич) поддержали предложение о совместной деятельности с Институтом развития образования по модернизации (созданию) муниципальной методической службы.

 

 

Результаты конкурсного движения в Ярославской области в 2018-19 гг. представляла Серафимович Ирина Владимировна, проректор ГАУ ДПО ЯО ИРО, к.псх,н.

В своей презентации она обозначила Региональные этапы Всероссийских конкурсов профессионального мастерства, проводимые в Ярославской области:

  • Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»
  • Региональный этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»
  • Региональный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»
  • Региональный этап Всероссийского конкурса  «Педагогический дебют»
  • Региональный этап Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»
  • Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года»
  • Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России»

Конкурсы среди образовательных организаций

  • Региональный конкурс «Детский сад года»

Ирина Владимировна обратила внимание, что конкурсное движение в Ярославской области решает ряд задач. Оно не только оценивает профессионализм участников и выявляет лучших педагогов, но и создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания детей и подростков, позитивно влияет на инновационные процессы в образовании, стимулирует личностный и профессиональный рост педагогов. Для этого созданы:

Мастерская лидера - как площадка для общения, обучения, творчества, на которой педагогам помогают освоить форматы представления собственного профессионального опыта, оценить свои педагогические находки с точки зрения их научности, целесообразности, технологичности.

Образовательная акция «Педагогический субботник» - как место для общения, обучения и презентации лучших практик образовательных организаций, педагогов области, показ нестандартных подходов к решению управленческих и педагогических задач.

Школа педагогического лидера – как краткосрочная образовательная программа, участники которой получают новые знания и навыки в процессе динамической групповой работы.

Результатом системной работы с молодыми педагогами-лидерами стала победа команды Ярославской области в 2019 году в Ульяновске на четвёртом Межрегиональном чемпионате учительских клубов.