В школах региона внедряются современные инклюзивные образовательные технологии
В Ярославской области продолжается конкурс «Лучшая инклюзивная школа», в рамках которого 24 образовательные организации представляют современные методы и лучшие практики инклюзивного образования.
- Один из ключевых приоритетов национальной политики в области образования - обеспечение доступности и качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом их психофизических возможностей и особых образовательных потребностей, - отметила директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода. – И в нашем регионе накоплен немалый опыт организации специального образования. В области создана сеть инклюзивных образовательных организаций, где 8788 дошкольников и более 9 тысяч школьников с нарушениями здоровья получают равный доступ к образованию. 22 учреждения совместно с ярославским Институтом развития образования работают как базовые площадки для педагогов по освоению инклюзивных технологий.
Деятельность этих учреждений высоко оценена на региональном уровне. Ярославский Центр помощи детям и Емишевская школа Тутаевского района стали в 2018 году лауреатами премии Губернатора, описав свою инклюзивную модель.
В Емишевской школе учится большинство детей с ментальными нарушениями Тутаевского района. Всего в школе 110 учеников, более половины из них имеют нарушения здоровья. Здесь используют технологии допрофессиональной подготовки детей с ментальными нарушениями. Для учеников начальной и основной школы функционирует программа «Профиград», в рамках которой дети узнают основы растениеводства, швейного дела, информационных технологий, столярного и слесарного дела. Для этого в образовательной организации созданы мастерские, компьютерный класс, тепличное хозяйство.
В школе действует технология супервизии -наставничества для молодых педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Школа является лидером по внедрению специальных индивидуальных программ реабилитации детей с ментальными нарушениями. В школе организовали спортплощадку для ГТО, сенсорную комнату, сухой бассейн. В своей работе педагоги используют песочную терапию, интерактивные столы, на которых можно рисовать и обучаться грамоте и счету, набор для психолога «Пертра», содержащий деревянные фигуры для развития тактильных навыков.
Еще один участник конкурса «Лучшая инклюзивная школа» - детский сад № 5 «Серпантин» Ростова. Здесь особое внимание уделяется работе с детьми с синдромом Дауна. В дошкольном учреждении воспитывается 201 ребенок, из них 28 детей имеют ограниченные возможности здоровья. Для таких малышей адаптирована основная образовательная программа, а каждому ребенку разработан индивидуальный маршрут развития. Психологи, дефектологи, логопеды проводят с детьми индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Специалисты используют такие технологии и пособия, как «Дары Фрёбеля» - игровой набор из 14 модулей по разным направлениям, включающий шерстяные мячики, куб из кубиков, цветные фигуры, мозаику-шнуровку и другие детали, световой планшет и песочную терапию, фиброволокно - силиконовые светящиеся нити, подвешенные в виде кокона для развития моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Благодаря индивидуальной работе дети с ОВЗ легче социализируются в обществе сверстников и успешно занимаются танцами, вокалом и спортом, добиваясь хороших результатов.
Лучшие инклюзивные образовательные организации назовут 31 мая 2019 года.