Отчет о заседании №1
регионального методического объединения специалистов по оказанию ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Ярославской области

18 апреля 2019 года в ГАУ ДПО ЯО ИРО состоялось организационное заседание регионального методического объединения специалистов по оказанию ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Ярославской области (далее – РМО). На заседании присутствовало 65 педагогов, среди которых учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели образовательных организаций города Ярославля и муниципальных районов Ярославской области.

Заседание проводили Рощина Г.О., заведующий кафедрой инклюзивного образования, к.пед.н., Русанова Л.С., заместитель директора государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям», к.псих.н., Усанина Н.С., заведующая МДОУ 109 г. Ярославля, к.пед.н.

На заседании были рассмотрены организационные и содержательные вопросы деятельности регионального методического объединения. Представители образовательных организаций, занимающихся оказанием ранней психолого-медико-педагогической помощью, обозначили проблемные вопросы для последующего обсуждения на мероприятиях по работе с детьми раннего возраста. В ходе обсуждения избраны сопредседатели РМО Русанова Л.С., Усанина Н.С. Координатор – Рощина Г.О. Утверждено Положение о РМО, а также определены основные направления деятельности объединения.

Мониторинг по развитию системы ранней помощи в Ярославской области, проведенный кафедрой инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО совместно с ГОУ ЯО «Центр помощи детям» показал следующее:

  1. В Ярославской области функционируют 190 консультационных пунктов, однако комплексная психолого-медико-педагогическая помощь наиболее квалифицированно оказывается  в  дошкольных образовательных учреждениях компенсирующей и комбинированной направленности (образовательные учреждения для детей с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи) ввиду наличия в этих учреждениях профильных специалистов.
    Кроме этого в учреждениях специалисты испытывают трудности  в оказании помощи детям раннего возраста различных нозологических групп. Особенно трудной является работа с родителями (законными представителями) детей с сенсорными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. Помощь в основном оказывается детям от 1 до 3 лет. Младенческий возраст практически не охвачен на консультативных пунктах.
  2. Среди специалистов, работающих в системе ранней помощи, наиболее широко представлены учителя-логопеды и педагоги-психологи. Учителя-дефектологи, в основном олигофренопедагоги, есть только в специальных учреждениях.
    Многие специалисты не прошли курсы повышения квалификации по сопровождению детей раннего возраста, за исключением некоторой части специалистов системы здравоохранения и ППМС-центров.
  3. Педагоги частично владеют приемами скрининг-диагностики, основываясь преимущественно на методике психолого-педагогического обследования детей от 1 года до 3 лет Е.А. Стребелевой. Приемами феноменологической дифференциальной диагностики владеют не в полном объеме, современные психолого-педагогические диагностики применяются в единичных случаях. Данные профессиональные компетенции являются крайне важными для последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком и составления индивидуальной программы сопровождения ребенка раннего возраста и его семьи.
  4. В тоже время мониторинг показывает, что в некоторых учреждениях специалистами применяются современные формы, методы и приемы оказания психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста. В том числе есть эффективные практики раннего вмешательства, которые могут транслироваться специалистами для их последующего применения в других организациях. 
  5. Проблемные вопросы – организация межведомственного взаимодействия, информация о ранней помощи для родителей и педагогов, единая нормативная база, методическая поддержка педагогов.

Заседание педагогов приняло решение о проведении во 2-ом квартале 2019 года межведомственного круглого стола с привлечением Департамента образования и здравоохранения ЯО.