XVI Международная научно-практическая конференция
«Тенденции развития образования. Как оценить эффективность образовательных институций: детских садов, школ и вузов»
14-16 февраля 2019
В Малом пленуме «Как эффективно работать в сложных социальных условиях: стратегия резильентности» выступили старшие методисты центра развития инновационной инфраструктуры ГАУ ДПО ЯО ИРО Алферова Анна Борисовна и Никитина Юлия Сергеевна с докладом «КОУЧи: что могут изменить и как это оценить».
Конференцию проводит Московская высшая школа социальных и экономических наук совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и ГАОУ г. Москвы «Школа №548 «Царицино». Партнерами конференции являются ФГБУ «Федеральный институт развития образования», НИУ «Высшая школа экономики», МГПУ и другие.
Проблематика конференции в 2019 году касалась способов оценки эффективности детских садов, школ, вузов. Перед участниками были поставлены вопросы: как сделать оценивание, аттестацию, аккредитацию не карательным инструментом, а ресурсом развития? Почему количество отчетных документов, которые должна предоставлять школа, зашкаливает, и, несмотря на все запреты, бумагопроизводство не только не прекращается, но растет? Возможно, потому что мы не доверяем педагогам. А может быть потому, что проверка бумаг – самый простой (но и самый ненадежный) способ оценки качества образовательных услуг.
Несколько мероприятий конференции были посвящены вопросам оценивания качества образования в школах, работающих в неблагоприятных социальных условиях: малые пленумы «Как эффективно работать в сложных социальных условиях: стратегия резильентности» (ведущая Пинская М.А.), «Профессиональное развитие педагогов, работающих в сложных социальных условиях» (ведущая Бысик Н.В.), пленарное заседание третьего дня конференции «Скрытые ресурсы качества образования: что мы не оцениваем в школе, как это оценить и что с этим делать» (ведущий Косарецкий С.Г.).
В рамках доклада «КОУЧи: что могут изменить и как это оценить» Алферова А.Б. и Никитина Ю.С. представили опыт Ярославской области по созданию команд обучающихся учителей (КОУЧей) – рабочих групп педагогов, которые совместно проектируют уроки, посещают уроки друг друга, анализируют уроки друг друга, отслеживают прогресс учеников, совершенствуют практики преподавания. Были освещены такие вопросы, как: какие данные положить в основу работы КОУЧ, как на их основе выбрать наиболее эффективную педагогическую стратегию, какие техники помогут организовать взаимодействие учителей, как оценить результаты их работы. Была представлена модель мониторинга изменений, которая включает в себя отслеживание образовательных результатов детей, динамики профессионального развития педагогов, показателей школьной педагогической культуры.
Стратегия поддержки школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, в Ярославской области перекликается с актуальными данными научных исследований и мировым опытом.
Так, Институт образования НИУ «Высшая школа экономики» представил результаты мета-исследования факторов, влияющих на качество образования. Под качеством образования здесь понимается совокупность: образовательных результатов, академической резильентности (способности показывать высокие результаты несмотря на сложный социальный контекст) и школьного благополучия. И факторы, связанные с качеством образования, - это образовательная политика, ресурсы школы, предоставляемые школой образовательные возможности, качество управления, школьный климат, практики приема и перевода из класса в класс, возможности для профессионального развития педагогов и директоров, а также социальный контекст.
Модель оценки качества образования, основанную на концепции эффективной школы, представила Сьюзан О’Брайан (Великобритания, г.Шеффилд) в докладе «Оценка качества государственных школ и работы учителей в Англии» и на мастер-классе «Новая политика Великобритании в области подготовки учителей».
С точки зрения направлений, актуальных для нашего проекта, обращают внимание на себя выступление команды школы №2116 г. Москвы по выстраиванию внутренней системы оценки качества образования как ресурса профессионального развития педагогов, а также серия докладов «Скрытые ресурсы качества образования: школьные среды, этика коммуникаций, оценочные системы, репутационный капитал школы» (ведущий директор Школы №548 «Царицыно» Рачевский Е.Л.).
Благодарим организаторов, партнеров и участников конференции!