Сервис-гид ИРО
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
В рамках реализации субсидии из федерального бюджета Ярославской области на поддержку мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в рамках задачи 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» по мероприятию: 2.4. «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» изданы книги:
![](fileadmin/_processed_/2/7/csm_fgos1_2cfd36859a.jpg)
Выявление и формирование личностных результатов образования: учебно-методическое пособие / Н. П. Ансимова, О. В. Большакова, О. Н. Кащеева [и др.] ; под общ. ред.
Н. П. Ансимовой, И. В. Кузнецовой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016 — 125 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-49-5
Издание содержит характеристику понятия «личностные результаты», их структуру и показатели, описание проявления личностных результатов в деятельности и поведении младших школьников, процедуру и методы их выявления, рекомендации по формированию и развитию.
Издание предназначено для практических психологов, педагогов и руководителей образовательных учреждений, преподавателей и студентов психологических факультетов вузов и всех специалистов, обеспечивающих реализацию новых стандартов общего образования.
![](fileadmin/_processed_/e/3/csm_fgos2_b4e9eba11c.jpg)
Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «География» : методические рекомендации / сост. И. С. Синицын; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 144 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-47-1
Методические рекомендации включают в себя обобщение накопленного опыта использования отдельных технологий обучения и формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «География».
Пособие адресовано учителям географии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилю подготовки — географическое образование.
![](fileadmin/_processed_/6/2/csm_fgos3_2584da2cc3.jpg)
Томчук С. А., Фалетрова О. М.
Модернизация содержания и технологий обучения учебного предмета «Музыка»: методические рекомендации / С. А. Томчук, О. М. Фалетрова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 115 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-46-4
В методических рекомендациях представлен региональный подход Ярославской области к модернизации технологий и содержания учебного предмета «Музыка» в основной школе: определены подходы к проектированию программы учебного предмета «Музыка», раскрыты технологии формирования личностных, метапредметных, предметных результатов в рамках учебного предмета «Музыка», даны рекомендации по оцениванию планируемых результатов.
Методические рекомендации предназначены для учителей музыки, студентов музыкально-педагогических факультетов, заместителей директоров общеобразовательных школ.
![](fileadmin/_processed_/8/c/csm_fgos4_dbe4bd1076.jpg)
Гайнутдинов Р. М., Зайцева Н. В., Константинова В. Г.
Управление образовательной организацией: методические рекомендации / Р. М. Гайнутдинов, Н В. Зайцева, В Г. Константинова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 102 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-48-8
В методических рекомендациях представлен опыт управления образовательной организацией в условиях введения и реализации ФГОС ООО в Ярославской области.
В рекомендациях представлены возможные подходы, методы и технологии управления введением и реализацией ФГОС с учетом необходимости перепроектирования ООП в соответствии с последними требованиями и на основе имеющегося опыта управленческой деятельности в сфере общего образования в регионе.
Методические рекомендации предназначены директорам и завучам школ, а также работникам системы повышения квалификации.
![](fileadmin/_processed_/3/a/csm_fgos5_f439d39cc0.jpg)
Абрамова С. В., Тимошина Н. В.
Модернизация содержания и технологий обучения учебного предмета «Изобразительное искусство» : методические рекомендации / С. В. Абрамова, Н. В. Тимошина; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 93 с. (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-53-2
В методических рекомендациях представлен региональный подход, реализуемый в Ярославской области, в рамках модернизации технологий и содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе: определены подходы к проектированию программы учебного предмета «Изобразительное искусство», раскрыты технологии формирования личностных, метапредметных, предметных результатов в рамках учебного предмета «Изобразительное искусство», даны рекомендации по оцениванию планируемых результатов.
![](fileadmin/_processed_/1/8/csm_fgos6_4d609672d4.jpg)
Харитонова Л. А., Страхова Н. В.
Организационное и методическое обеспечение модернизации школьного исторического образования : методические рекомендации / Л. А. Харитонова, Н. В. Страхова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 125 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-56-3
В основу методических рекомендаций положен опыт Ярославского региона по модернизации системы школьного исторического образования. В рекомендациях рассматриваются вопросы организационного и методического аспектов преподавания истории на основе ФГОС и историко-культурного стандарта, вопросы планирования регионального компонента в курсе отечественной истории, формирование универсальных учебных действий средствами современных образовательных технологий с использованием образовательного и воспитательного потенциала школьного музея, вопросы организации сетевого взаимодействия при сопровождении процессов модернизации школьного исторического образования.
Методические рекомендации предназначены специалистам органов образования муниципальных районов, школьным учителям истории.
![](fileadmin/_processed_/5/0/csm_fgos7_dd2afa3693.jpg)
Полищук С. М.
Методическое сопровождение развития кадрового потенциала: методические рекомендации / С. М. Полищук, О. В. Тихомирова, Г. В. Куприянова, О. Н. Наумова, Е. А. Патокина; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 107 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-55-6
Данные методические рекомендации адресованы специалистам, осуществляющим постдипломное образование педагогов: специалистам центров развития образования, методистам, тьюторам, сопровождающим профессиональное развитие педагога, преподавателям учреждений дополнительного профессионального образования, и включают в себя обобщенный опыт методического сопровождения развития кадрового потенциала региональной системы образования в условиях реализации ФГОС общего образования. В пособии приведены сущностные характеристики методического (научно-методического сопровождения) развития кадрового потенциала в условиях изменений, дано описание основных этапов разработки программы методического сопровождения.
![](fileadmin/_processed_/e/5/csm_fgos8_2575474901.jpg)
Страхова Н. В., Харитонова Л. А.
Модернизация содержания и технологий предметной области «Обществознание»: методические рекомендации / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова; под общ. ред. А. В. Золотаревой — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 105 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN978-5-906776-57-0
В методических рекомендациях обобщается уникальный опыт учителей и преподавателей Ярославской области по переходу на ФГОС. Представлена корректировка содержания курса «Обществознание» при переходе на ПОП ООО и на преподавание обществознания с 6 класса. Большое внимание авторы уделили использованию активных образовательных технологий на уроке обществознания, показали принципы включения игры в образовательную деятельность, учебно-исследовательской деятельности. Дается актуальный материал обсуждения концепции преподавания обществознания учителями Ярославской области.
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания, работающих в основной и старшей школе, методистов муниципальных методических служб.
![](fileadmin/_processed_/6/1/csm_fgos9_e8da5773c6.jpg)
Цамуталина Е. Е.
Модернизация технологий и содержания обучения предметной области «Технология»: методические рекомендации / Е. Е. Цамуталина; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 87 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-61-7
Методические рекомендации представляют региональный опыт модернизации содержания и технологий обучения по учебному предмету «Технология» в основной школе в соответствии с ФГОС ООО, с учетом ПООП ООО и особенностей экономического развития региона. Определены подходы к формированию предметного содержания, к проектированию учебных программ, предложены модели реализации содержания, раскрыты технологии формирования личностных, метапредметных, предметных результатов в рамках учебного предмета «Технология».
Рекомендации адресованы учителям технологии, руководителям общеобразовательных организаций, методистам.
![](fileadmin/_processed_/7/3/csm_fgos10_d1e2551a51.jpg)
Создание региональной сети информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций : методические рекомендации / С. В. Карастелина, Н. В. Потехин, А. Н. Смирнова [и др.] ; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 85 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-64-8
В методических рекомендациях рассматриваются вопросы модернизации школьных библиотек Ярославской области, их преобразования в современные информационно-библиотечные центры (ИБЦ) и создания региональной сети школьных ИБЦ, главный принцип деятельности которой — сетевое взаимодей-ствие. Представлен опыт школьных ИБЦ по организации образовательного процесса, реализации сетевых событий. Рассмотрены этапы создания регио-нальной сети школьных ИБЦ, необходимое ресурсное обеспечение: кадровое, научно-методическое, нормативно-правовое, информационное и технико-технологическое. В рекомендациях представлены результаты мониторинга со-стояния школьных библиотек, выявленные дефициты и программа обучения школьных команд.
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов образования муниципальных районов, руководителей образовательных организаций, библиотекарей, учителей предметников и методистов муниципальных методических служб.
![](fileadmin/_processed_/1/1/csm_fgos11_43923ffbe1.jpg)
Модернизация содержания и технологий обучения математике : методическое пособие / М. Л. Зуева, С. М. Головлева, М. П. Кривунь [и др.]; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 126 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-67-9
В пособии предложены подходы к разработке методической системы обучения математике в соответствии с новыми требованиями к образовательным результатам Федерального государственного образовательного стандарта, предполагающими пересмотр целевого, содержательного, организационного и проектировочного компонентов этой системы.
Пособие адресовано учителям, преподавателям математики образовательных организаций, заместителям директора, методистам региональных и муниципальных методических служб.
![](fileadmin/_processed_/6/6/csm_fgos12_109fc855c1.jpg)
Крылова С. С., Балуева Е. Б., Фалина А. Н.
Система оценивания метапредметных результатов обучающихся начальной школы: инструктивно-методические и диагностические материалы / С. С. Крылова, Е. Б. Балуева, А. Н. Фалина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 118 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-71-6
Внедрение в практику работы школ нового образовательного стандарта не только влечёт за собой принципиальные изменения в подходах к оцениванию образовательных результатов школьников, но и существенно меняет организацию образовательного процесса в целом. В данных материалах представлены подходы к оценке достижений 16 метапредметных результатов обучающихся, определённых ФГОС НОО, а также даны пакеты инструктивно-методических материалов для рубежной оценки метапредметных результатов школьников. Автоматизированная программа обеспечит обработку, обобщение и графическое представление результатов каждого учащегося, класса и школы в целом.
Данные материалы позволяют совершенствовать внутришкольную систему оценки, способствуют обеспечению результативности образовательного процесса, предназначены специалистам, занимающимся оценочными процедурами на разных уровнях.