ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» провел обучение педагогических и руководящих работников 3 –х субъектов РФ на курсах повышения квалификации по программе «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью» за счет средств федеральной субсидии.
Курсы реализованы в рамках деятельности стажировочной площадки по мероприятию 2.4. «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» Федеральной целевой программы развития образования на 2016 год.
В рамках КПК был представлен опыт образовательных организаций дошкольного, начального, общего и дополнительного образования Ярославской области в реализации адаптированный основных образовательных программ в рамках ФГОС для детей с ограниченными возможностями и умственной отсталостью.
Всего было получено 420 заявок из 8 регионов РФ. Из них были отобраны 102 заявки, удовлетворяющие требования ФЦПРО.
Обучение проводилось в июне 2016 года. Полный курс смогли освоить 98 педагогов. Всем им были отправлены удостоверения ГАУ ДПО ЯО ИРО о прохождении ППК «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью» (72 час.).
Особенностями обучения по данной программе было:
- педагоги обучались без отрыва от работы, в дистанционной форме;
- обучение строилось по 2 модулям: инвариантный (обязательный для всех обучающихся) и вариативный (предполагающий выбор маршрута обучения в соответствие с видом нарушения здоровья, в соответствии с требованиями ФГОС);
- программа предполагала прохождение стажировки в 7 лучших образовательных организациях дошкольного, начального, общего и дополнительного образования Ярославской области (базовых площадках ИРО), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью;
- педагогам, не сумевшие по объективным причинам пройти очную стажировку, было предложено пройти ее в дистанционном режиме с помощью видеозаписи всех мероприятий (размещены на главной странице курса в разделе «Эффективные практики»;
- дистанционный курс был выполнен с элементами инфографики, что способствовало оптимизации рабочего времени обучающихся, сделало информацию более доступной.
ППК было оснащено учебно-методическим комплектом, включающим терминологический словарь-справочник по инклюзивному образованию, комплект нормативно-правовых актов по введению ФГОС для детей с ограниченными возможностями и умственной отсталостью, методические рекомендации по разработке адаптированных основных программ в дошкольном, школьном и дополнительном образовании, организации тьюторского сопровождения, работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, организации занятий лечебной физической культурой детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Программа получила положительные отзывы от обучающихся, а также была одобрена ведущим научным сотрудником Центра развития образования РАО, экспертом Министерства образования и науки РФ, кандидатом экономических наук Соловьевой Юлией Алексеевной.