Программа распространения педагогических практик субъектно-ориентированного типа педагогического процесса в условиях реализации ФГОС

Наименование программы:
Региональная инновационная программа «Программа распространения педагогических практик субъектно-ориентированного типа педагогического процесса в условиях реализации ФГОС»

Научный руководитель программы: В.В. Юдин д.п.н. доцент кафедры педагогических технологий ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Руководитель программы: С.М. Головлева, зав каф. ЕМД ГАУ ДПО ЯО ИРО

Краткое обоснование актуальности программы для региональной (муниципальной) системы образования

Программа строится на основе завершенного Проекта (РИП 2014 года «Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС» (Приказ Департамента образования ЯО о присвоения статуса РИП на 2014 г. от 18.02.2014), обобщающий опыт 10 образовательных организаций трёх муниципальных районов. Выполнен под руководством кафедры ЕМД Института развития образования Ярославской области.), в ходе которого, как и планировалось, была создана целостная система педагогических, методических и организационно-управленческих средств обеспечения воспитания школьников в соответствии с требованиями ФГОС в образовательном пространстве муниципального района.

В процессе реализации РИП разработана комплексная методика оценки состояния педагогической системы, являющаяся инструментом мониторинга инновационных площадок.

Кроме теоретического обоснования обязательности СОПП для ответа на запрос ФГОС следует отметить, что технологический подход обеспечению и анализу целостного образовательного процесса принят участниками Проекта.

Опрос педагогов инновационных площадок показал, что все участники признают, что технологический подход позволяет педагогу более эффективно организовывать свою деятельность, а 46% из них считают педагогические практики СОПП эффективным инвариантным инструментом достижения образовательных результатов, регламентируемых ФГОС. Проектирование и реализация намеченного образовательного процесса (в целом по ООП и отдельных мероприятий), составляющих образовательной среды, проводимые с опорой на общепедагогическую технологию, подтвердили свою эффективность. Целесообразно их распространение (диссеминация).

Программа нацелена на реализацию следующих направлений инновационной деятельности в региональной системе образования:

  • Модернизация содержания и технологий достижения образовательных результатов;
  • Технологии формирования организационной культуры ОО, ориентированной на развитие.

Задачи распространения практики:

  • Формирование у педагогов и управленческих команд компетентностей в реализации СОПП и создании в образовательной организации необходимых для этого организационно-педагогических условий. Задача решается средствами реализации персонифицированной ступенчатой системы повышения квалификации, включающей мотивационный этап, этап формирования базовых компетенций (ППК) и этап разработки педагогической системы.
  • Апробация подходов и организационных форм уровневого персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, позволяющей формировать компетентности, необходимые для реализации СОПП с оформлением соответствующего продукта. Данная задача решается посредством отработки и фиксации различных форм повышения квалификации, реализуемых в течение периода действия программы.
  • Описание опыта и методический анализ практик реализации субъектно-ориентированных педагогического процесса и педагогической системы с оформлением соответствующих публикаций. Задача решается средствами фиксации и оформления опыта реализации практик субъектно-ориентированного типа педагогического процесса в ходе реализации программы.
  • Организация сетевого сообщества коллективов ОО, развивающих образцы СОПП. Задача реализуется средствами дистанционных образовательных технологий, а также механизмов поддержки образовательных организаций опорными площадками.

 Срок реализации программы: 2017-2018 гг

 

Результаты реализации программы

 

  • Появление в муниципальных районах-участниках программы (Рыбинск, Тутаев, Углич) школ, способных организовать педагогический процесс, ориентированный на СОПП;
  • Создание сети образовательных организаций, реализующих педагогические практики субъектно-ориентированного типа;
  • Наличие апробированной и оформленной системы уровневого персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, позволяющей формировать компетентности, необходимые для реализации в образовательной организации общего образования СОПП. 

Основные потребители результатов программы:

  • Педагоги образовательных организаций общего и дополнительного образования;
  • Работники органов управления образованием;
  • Специалисты муниципальных методических служб;
  • Специалисты ГАУ ДПО ЯО ИРО