Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы развития региональной системы образования»

ППК «Актуальные вопросы развития региональной системы образования» является одним из способов реализации персонифицированной модели дополнительного профессионального образования по зачетно-накопительной системе. В ней предусмотрен учет таких нетрадиционных форм для повышения квалификации как семинары, мастер-классы, вебинары, участие в конференциях, подготовка к конкурсам профессионального мастерства, со-исполнительство работ в рамках региональных инновационных или базовых площадок и проч.

Структура и содержание программы

Общим основанием отбора содержания ППК является его соответствие приоритетным направлениям развития региональной системы образования.

Ключевыми содержательными линиями программы являются: модернизация содержания образования; обновление технологий обучения, педагогических средств; воспитание и социализация обучающихся; организация работы с детьми с особыми образовательными потребностями (инклюзивное образование, работа с одаренными и др.); оценка качества образования; социально-психологическая работа (в том числе профилактика); создание современной образовательной среды; обновление содержания и технологий управления образовательной организацией.

Эти содержательные направления конкретизируются в программах инвариантных и вариативных модулей.

Структура ППК включает в себя 4 блока

Структура программы

Блок программы

Содержательные  вопросы

Кол-во часов

Блок 1. Инвариантный модуль

Региональная система образования на современном этапе

6

Блок 2. Инвариантные модули по выбору

Актуальные направления развития в рамках уровня образования или определенной тематики

от 3

Блок 3. Вариативные модули по выбору

Эффективные практики реализации актуальных направлений развития в рамках уровня образования или определенной тематики (представлены перечнями мероприятий)

15-63

Блок 4. Перечень дополнительных мероприятий для проектирования индивидуального образовательного маршрута

Актуальная информация по широкому  кругу содержательных направлений (перечень краткосрочных мероприятий)

0-48

Первый блок представлен инвариантным модулем «Региональная система образования на современном этапе». Его основная задача – сформировать у слушателей представление об актуальном состоянии региональной системы образования и приоритетах ее развития. В содержании модуля рассматриваются основные нормативные документы, определяющие приоритетные направления развития региональной системы образования; результаты, проблемы и перспективы развития образовательной системы региона на разных уровнях образования; региональные приоритеты в обеспечении доступности и качества образования; результаты работы региональных инновационных площадок; ресурсных центров.
Ссылка на дистанционную часть Блока 1

Второй блок состоит из инвариантных модулей по выбору. Предназначение этих модулей в формировании когнитивного компонента компетентности слушателей об актуальных проблемах и перспективах развития определенного уровня образования (например, профессионального, дошкольного, начального) или в той или иной тематике (профилактическая деятельность в образовательной организации; перевод школы в эффективный режим работы; школьное филологическое образование и др.).
Подробнее о Блоке 2
Ссылка на дистанционную часть Блока 2

Третий блок включает в себя вариативные модули по выбору. Содержательно он дополняет предыдущие блоки, а также освещает эффективные практики по приоритетным направлениям. Каждый из модулей  представляет собой набор независимых учебных мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов, круглых столов и проч.) или серий мероприятий, объединенных одним тематическим направлением. Например, в модуль «Ступени профессионального роста: конкурсное движение в Ярославской области» включены мастерские лидера, психологические тренинги, семинары. Важно, что весь опыт участника-конкурсанта по подготовке и проведению конкурсных мероприятий (урока, методического семинара, проекта и т.д.) в данном случае засчитывается как повышение квалификации.
Подробнее о Блоке 3

Четвертый блок представлен дополнительным перечнем учебных мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов и проч.). Примерами таких мероприятий служат семинары «профилактика и противодействие наркомании и табакокурения», «новые технологии и комплексный подход к оснащению организации питания в образовательных организациях». Слушатель выбирает эти краткосрочные мероприятия из своих потребностей или по поручению образовательной организации.
Подробнее о Блоке 4

Порядок реализации программы

Из всей совокупности модулей обучающийся выбирает те, которые отвечают его потребностям и нацелены на устранение дефицитов в профессиональной деятельности, а также ориентируют на освоение новых способов и средств решения практических задач. Обучающийся по согласованию с администрацией образовательной организации формирует собственный индивидуальный образовательный маршрут или выбирает образовательный маршрут из вариантов, предложенных специалистами курирующего структурного подразделения института.

В индивидуальный образовательный маршрут в обязательном порядке включаются 1) инвариантный модуль, 2) не менее одного из инвариантных модулей по выбору, 3) не менее одного из вариативных модулей. В рамках вариативного модуля  следует посетить столько мероприятий, чтобы общее количество часов по программе составляло не менее 24 часов. Каждый из выбранных модулей может дополняться любыми мероприятиями других вариативных модулей по выбору, а также дополнительными мероприятиями блока 4.

Предпочтительная последовательность прохождения модулей  – от 1 блока к последнему. Однако прядок может выбираться слушателем самостоятельно, исходя из его потребностей и рабочего графика.

Общий объем учебного времени составляет от 24 до 72 часов. Фиксированным является количество часов по 1 блоку – 6 часов.  Объем часов по 2, 3 и 4 блоку определяется количеством и объемом выбранных  модулей и мероприятий.  В соответствии с внутренним положением, программа может реализовываться в течение одного календарного года.

Индивидуальный маршрут фиксируется в специальном листе (приложение). Он является совмещенным вариантом учебно-тематического плана и зачетной ведомости.

Промежуточная аттестация по 1 модулю осуществляется в форме мини-эссе на тему «Региональная образовательная политика в моей профессиональной деятельности». По 2 модулю – в форме тестирования. Форма и содержание итоговой аттестации определяются отдельно в каждом модуле 3 блока.

Программа реализуется в очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Для обеспечения доступа слушателей к модулям 1 и 2 блока, они размещаются на платформе дистанционного обучения в форме лекции или видео лекции. Здесь же содержится информация о порядке прохождения курса, расположены материалы для промежуточной и итоговой аттестации, списки информационных ресурсов по каждому модулю и другие информационно-методические материалы. Мероприятия 3 и 4 блоков реализуются очно в виде семинаров, мастер-классов, круглых столов и т.п. и дистанционно при проведении вебинаров, видеоконференций.

Программа является достаточно гибкой и систематически обновляется. Перечень учебных мероприятий программы может корректироваться, дополняться по запросу  муниципальных органов управления образования, методических служб, руководителей образовательных организаций.

Уточненная информация по мероприятиям 3 и 4 блока содержится в ежемесячном плане работы ИРО.